Административно правовой статус гражданина рф

Полная информация по теме: "Административно правовой статус гражданина рф". Мы собрали и систематизировали всю информацию из сети и предоставили ее в удобном виде. В случае возникновения вопросов задавайте их нашему дежурному специалисту.

10. Административно-правовой статус граждан Российской Федерации

Административно-правовой статус гражданина это юридическое закрепление положения гражданина в обществе, комплекс субъективных прав, юридических обязанностей, гарантий и ответственности граждан, закрепленных административно-правовыми нормами.

Элементы административно-правового статуса граждан:

1) принципы административно-правового статуса граждан;

3) административная правосубъектность (право-, дееспособность) граждан;

4) права и обязанности граждан в сфере государственного управления;

5) административная ответственность граждан;

6) юридические гарантии административно-правового статуса граждан.

Основные нормативные правовые акты, закрепляющие административно-правовой статус граждан:

• Конституция, принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г.;

• Декларация прав и свобод человека и гражданина, принята 22 ноября 1991 г.;

• ФКЗ от 10 октября 1995 г. № 2-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации»;

• ФКЗ от26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»;

• ФЗ от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»;

• ФЗ от 19 февраля 1997 г. № 4528-1 «О беженцах»;

• Закон РФ от 19 февраля 1993 г. № 4530-1 «О вынужденных переселенцах»;

• ФЗ от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»;

Виды административно-правовых статусов граждан:

1) общий административно-правовой статус граждан – общее статусное положение гражданина в сфере государственного управления, которое закрепляется основополагающими нормативными правовыми актами;

2) родовой (специальный) административно-правовой статус – отражает особенности правового положения отдельных категорий граждан в сфере государственного управления (вынужденные переселенцы, беженцы, врачи, военнослужащие и т. д.);

3) индивидуальный административно-правовой статус – конкретизирует (фиксирует) правовое положение индивидуального физического лица в сфере государственного управления с учетом пола, возраста, образования, профессии, семейного положения и других особенностей.

Принципы административно-правового статуса грждан:

Социальное равенство. Все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации (ст. 19 Конституции).

Гуманизм. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией (ч. 1 ст. 17). Признание и гарантирование общепризнанных прав и свобод не является умалением других прав и свобод человека и гражданина.

Народовластие (демократизм). Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ч. 1,2 ст. 3 Конституции).

Презумпция невиновности. Гражданин считается невиновным в совершении правонарушения независимо от степени тяжести, пока его виновность не будет доказана в установленном процессуальном порядке и закреплена во вступившем в законную силу индивидуальном правоприменительном акте.

Законность. Все субъекты государственного управления обязаны соблюдать и исполнять Конституцию, федеральные законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые на территории Российской Федерации.

newinspire

Понятие, элементы, особенности и виды административно-правового статуса гражданина

Понятие административно-правового статуса гражданина

Административно-правовой статус гражданина – это совокупность его прав, свобод и обязанностей, регулируемых нормами административного права и реализуемых в административно-правовых отношениях.

Элементы административно-правового статуса гражданина

Элементами административно-правового статуса граждан являются:

административная правоспособность – предусмотренная правовыми нормами возможность осуществления тех или иных прав и обязанностей, правовая наделенность ими, которая согласно ст. 60 Конституции РФ наступает с 18 лет;

административная дееспособность – реальная личностная и предусмотренная законом гражданская способность субъекта реализовать предоставленные ему права, свободы и обязанности, которая в отличие от правоспособности может возрастать поэтапно (с 7-летнего возраста – обязанность школьного обучения, в 14-летнем возрасте – право и обязанность получить паспорт, с 25-летнего возраста – возможность быть назначенным на должность прокурора и т.д.);

права, обязанности и ответственность за их реализацию (права и обязанности могут быть общими для всех без исключения граждан, особенными – для отдельных категорий лиц и специальными, специфическими – для некоторых субъектов административно-правовых отношений, и в этой связи можно говорить об общем, особенном и специальном административно-правовых статусах как разновидностях и частях единого административно-правового статуса гражданина).

Особенности административно-правового статуса гражданина

Административно-правовой статус гражданина во всех его разновидностях характеризуется определенными особенностями, отличающими его от других отраслевых правовых статусов (трудового, гражданско-правового и т.д.).

Во-первых, он включает в себя чрезвычайно большое, несоизмеримое с другими отраслями права количество правовых норм, закрепляющих права и обязанности граждан во взаимоотношениях с многочисленными и разнообразными государственными и муниципальными органами исполнительной власти и их служащими.

Во-вторых, нормы, регламентирующие административно-правовой статус гражданина, продолжают, развивают, детализируют, обеспечивают реализацию норм многих других отраслей права (конституционного, гражданского, финансового, трудового и т.д.).

В-третьих, права и обязанности, составляющие административно-правовой статус гражданина, носят неотчуждаемый характер, т.е. не могут быть кому-то передоверены, переданы по наследству и вообще отчуждены от личности своего носителя каким-либо другим способом (нельзя, например, продать, купить, передоверить кому-либо свое право и обязанность служить в армии, иметь паспорт, право поступления в вуз, на подачу жалобы и т.д.).

В-четвертых, содержанием административной правосубъектности гражданина могут быть только права без каких-либо обязанностей (право на жалобу, право на изменение фамилии, имени и отчества и др.), только обязанности (обязанность соблюдать все правила общественного порядка и безопасности, выполнять все законные требования и предписания представителей власти и т.д.) или то и другое одновременно (право и обязанность получать и иметь основное общее образование, по достижении 14-летнего возраста получить паспорт и т.д.).

[1]

Виды административно-правового статуса гражданина

Выделяют три вида административно-правового статуса гражданина : общий, особенный и специальный.

Читайте так же:  Гражданство рф по ребенку

Общий административно-правовой статус гражданина включает в себя всеобщие права и обязанности граждан, закрепленные во второй главе Конституции РФ и реализуемые гражданином через вступление его в административно-правовые отношения с соответствующими субъектами.

Они принадлежат всем гражданам и не связаны с какими-либо особенностями и спецификой конкретной общественно-государственной, производственно-хозяйственной и трудовой, личностно-психологической и социальной деятельности человека и гражданина во всех областях, отраслях и сферах его деятельности.

Это многочисленные и разнообразные личные, политические, общественно-экономические, социально-культурные права и свободы граждан, а также права по защите всех этих прав и законных интересов человека и гражданина.

Особенный административно-правовой статус охватывает все реализуемые в административно-правовых отношениях особые специфические права и обязанности гражданина в тех или иных конкретных областях, отраслях и сферах функционирования исполнительной власти.

Это особенные права гражданина как субъекта административно-правовых отношений, выступающего, например, в качестве предпринимателя, фермера, менеджера, клиента, пассажира, абитуриента и студента, пациента, допризывника, военнослужащего, военнообязанного и т.д. Составляющие особенный административно-правовой статус права и обязанности гражданина регламентируются в основном нормами Особенной части административного права.

Специальный административно-правовой статус включает в себя специальные права и обязанности отдельных специфических категорий граждан в узкоспециализированных сферах функционирования исполнительной власти.

К специальному административно-правовому статусу относятся, например, реализуемые в административно-правовых отношениях права и обязанности безработного, вынужденного переселенца, бомжа и т.д.

11. Административно-правовой статус гражданина

ФЗ от 31.05.2002 «О гражданстве РФ»;

ФЗ от 25.07.2002 «О правовом положении иност. граждан в РФ»;

ФЗ от 15.08.1996 «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ»;

ФЗ от 19.02.1993 «О вынужденных переселенцах»;

Правовой статус гражданина – совокупность прав и обязанностей.

Административно-правовой статус гражданина (АПС) – это юридическое закрепление положения гражданина в обществе, комплекс субъективных прав, юридических обязанностей, гарантий и ответственности граждан, закрепленных административно-правовыми нормами.

Особенности АПС гражданина:

носит сложный комплексный характер, «пропитан» нормами КП, ГП, ФП и других отраслей права;

содержит либо только права (право гражданина на обращение в разные инстанции с жалобами), либо только обязанности (соблюдать ПДД), либо права и обязанности (право обжаловать постановление по делу об админ. правонарушении и обязанность уплатить наложенный на него штраф);

Элементы административно-правового статуса граждан:

принципы административно-правового статуса граждан;

права и обязанности граждан в сфере гос. управления;

административная ответственность граждан;

юр. гарантии административно-правового статуса граждан.

Виды административно-правовых статусов граждан:

общий АПС граждан – общее статусное положение гражданина в сфере государственного управления, которое закрепляется основополагающими НПА;

родовой (специальный) АПС – отражает особенности правового положения отдельных категорий граждан в сфере государственного управления (вынужденные переселенцы, беженцы, врачи, военнослужащие и т.д.);

индивидуальный АПС – конкретизирует (фиксирует) правовое положение индивидуального физического лица в сфере гос. управления с учетом пола, возраста, образования, профессии, семейного положения и других особенностей.

АПС граждан РФ – часть общего правового статуса, установленного КРФ, законом «О гражданстве» и другими НПА.

АПС граждан – комплекс прав и обязанностей граждан, закрепленных нормами АдП, а также гарантии реализации прав и обязанностей (охрана законом и механизм защиты органами гос. и МСУ).

Правовое положение граждан определяется объемом и характером административной правосубъектности. Ее элементы:

Административная правоспособность – способность гражданина иметь опред. права, предусмотренные нормами АдП, и выполнять возложенные на него обязанности в сфере гос. управления.

Административная дееспособность – способность гражданина своими действиями приобретать, а также осуществлять права и обязанности, предусмотренные нормами АдП, и нести ответственность в соответствии с админ.-правовыми нормами.

Виды Административной дееспособности:

а) полная – с 18 лет;

б) ограниченная – с 16 лет;

в) частичная – с 7 лет.

На админ. дееспособность влияет наличие у граждан определенных заболеваний (душевная болезнь, слабоумие) – могут быть признаны частично или полностью недееспособными.

Согласно Статье 2.8. КоАП не подлежит АО физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, т.е. не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить им вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.

АПС гражданина включает в себя 4 элемента:

правовой статус личности – «человек, его права и свободы являются высшей ценностью»,

статус гражданина РФ – вытекает из факта гражданства,

[2]

социальный элемент АПС – Он необходим, чтобы гражданин мог заняться конкретной трудовой профессиональной деятельностью, учиться, служить в Вооруженных Силах и т.д.

особый статус – обязанности, которые граждане приобретают по своему желанию, личному интересов для удовлетворения своих чисто индивидуальных потребностей (охота, права).

АПС иностранных граждан и лиц без гражданства.

Правовое положение иностр. гражд. регламентируется КРФ, м/н договорами, Правилами пребывания иностр. гражд. в России.

Согласно КРФ (ч. 3 ст. 62) иностр. гражд. и лица б/гражд. пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражд. РФ, кроме случаев, установленных ФЗ или м/н договорами.

Находящиеся на территории РФ иностр. гражд. и лица б/гражд. подлежат АО на общих основаниях с гражд. РФ. Вопросы об ответственности за админ. правонарушения, совершенные на территории РФ иностр. гражданами, которые согласно действующим законам и м/н договорам пользуются иммунитетом от админ. юрисдикции РФ разрешаются дипломатическим путем.

Законодательство различает иностр. граждан:

постоянно проживающих на территории РФ – иностранные граждане, находящиеся на территории РФ, если они имеют разрешение и вид на жительство, выданное ОВД;

временно пребывающих на территории РФ – иностранные граждане, находящиеся на территории РФ на иных законных основаниях;

проезжающих через территорию РФ транзитом.

Особенности правосубъектности лиц, находящихся на территории РФ и не являющихся ее гражданами:

ин. граждане и лица б/гражд. не могут быть гос. служащими, занимать некоторые должности, работать в ОВД;

ин. граждане и лица б/гражд. не допускаются к деятельности, связанной с гос. тайной.

на ин. гражд. и лиц б/гражд. не распространяется воинская обязанность;

за ряд правонарушений к ответственности могут привлекаться только ин. гражд. и лица б/гражд.

только к иностр. гражданам и лицам б/гражд. применяется такое административное наказание, как выдворение;

Читайте так же:  Анкета гражданство

ин. граждане и лица б/гражд. проживают и осуществляют свою деятельность на основании спец. документов.

для ин. гражд. могут быть установлены ограничения в передвижения и выборе места жительства;

по территории, открытой для иностранцев, они могут свободно перемещаться при условии уведомления об этом ОВД. По прибытии в пункт назначения они должны зарегистрировать свое временное пребывание;

при наличии обстоятельств, установленных законодательством, выезд из России может быть не разрешен.

Административное право — важнейшая отрасль правовой системы любой страны. Эта отрасль публичного права закрепляет права и обязанности граждан и иных невластных субъектов в отношениях с представителями исполнительной власти, организационные основы, систему государственной администрации, полномочия ее структурных единиц, принципы, методы, формы их деятельности.

Обладание правами и свободами, на которые не может посягать государство, делает человека, гражданина, самостоятельным субъектом, способным самоутвердиться в качестве достойного члена общества. Вместе с тем отношения личности и государства не исчерпываются обязанностью государства не посягать на права человека.

Российское государство, зафиксировав права человека и гражданина в Конституции, обязуется через деятельность органов государственной власти, управления, суда, прокуратуры, охраны правопорядка осуществлять их реализацию и защиту.

Однако, не все права и обязанности человека и гражданина производны от его конституционного правового статуса. Есть такие, которые находятся за пределами такого статуса и устанавливаются нормативными актами, соответствующими конституционной концепции положения человека и гражданина в Российской Федерации, например, статус гражданина России определен Законом РФ от 25 июня1993 г. «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», Федеральными законами от 15 августа 1996 г. «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», от 9 января 1996 г. «О защите прав потребителей», Законом РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», Федеральным законом от 27 мая 1998 г. «О статусе военнослужащих».

Понятие административно-правового статуса граждан РФ

Видео (кликните для воспроизведения).

Многие права и обязанности граждан РФ в административно-правовых отношениях производим от их конституционных прав и обязанностей и находят свое конкретное выражение в законах и подзаконных административно-правовых актах, в актах органов местного самоуправления. Другие права и обязанности, соответствуя общей конституционной концепции положения личности в России, устанавливаются иными правовыми актами /7/.

Административно-правовой статус гражданина — это совокупность его прав, свобод и обязанностей, регулируемых нормами административного права и реализуемых в административно-правовых отношениях /9/.

Гражданин является участником общественных отношений во всех сферах жизни общества и государства, в том числе и в сфере государственного управления. Правовой статус граждан в административном праве определяется предоставленными им законодательством правами, возложенными на них обязанностями и установленной нормами административного права ответственностью /10/.

Административно-правовой статус является разновидностью правового статуса граждан и в юридической литературе разъясняется по-разному. Одни авторы в структуру (содержание) административно-правового статуса включают «предоставление гражданам прав, свобод и возложение на них обязанностей в сфере управления, а также установление ответственности граждан перед государством», другие — «права, обязанности и ответственность гражданина, обеспечивающие его участие в управлении государством и удовлетворении публичных и личных интересов».

А.П. Алехин считает, что структура административно-правового статуса гражданина РФ включает:

а) административную правосубъектность;

б) систему прав, свобод и обязанностей, предусмотренных нормами административного права;

в) политические и социально-экономические гарантии;

г) исполнение возложенных на граждан обязанностей.

Следовательно, административно-правовой статус гражданина является сложной политико-правовой категорией, составляет совокупность разнообразных связей и отношений между государством и гражданином, урегулированных нормами права, и включает в свою структуру:

б) административную правоспособность и дееспособность;

в) права, свободы и обязанности граждан;

г) гарантии (механизм) реализации прав и обязанностей;

д) ответственность граждан перед государством /11/.

Административно-правовой статус человека и гражданина является составной частью общего правового статуса личности и урегулирован нормами конституционного и административного права. Многие права и обязанности человека и гражданина в административно-правовых отношениях производны от их конституционных прав и обязанностей и находят свое конкретное выражение в законах и подзаконных административно-правовых актах, в актах органов местного самоуправления. Другие права и обязанности не регламентируются конституционными нормами, но соответствуя духу Конституции РФ, общей конституционной концепции положения личности в России, устанавливаются иными правовыми актами.

Среди основных прав граждан РФ, являющихся составной частью их административно-правового статуса и имеющих существенное значение с точки зрения взаимоотношений граждан с органами государственной власти, местного самоуправления, общественными объединениями, администрацией предприятий, учреждений, а также организации системы управления государством, в первую очередь следует назвать следующие.

1. Право на свободу и личную неприкосновенность. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов (статья 22 Конституции РФ);

2. Право частной собственности. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда (статья 35 Конституции РФ);

3. Право на неприкосновенность жилища. Никто не вправе проникнуть в жилище против воли проживающих там граждан иначе как в случаях, установленных федеральным законом или на основании решения суда (статья 25 Конституции РФ);

4. Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Ограничение права на тайну переписки, телефонных переговоров и иных сообщений допускается только на основании судебного решения (статья 23 Конституции РФ);

5. Право на передвижение. Каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Каждый может свободно выезжать за пределы страны, причем граждане РФ могут беспрепятственно возвращаться в Россию (статья 27 Конституции РФ);

6. Право участвовать в управлении государством, в том числе избирать и быть избранным в органы государственной власти местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Граждане РФ имеют равный доступ к государственной службе (статья 32 Конституции РФ);

7. Право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (статья 33 Конституции РФ);

Читайте так же:  Калининград нужен ли загранпаспорт

8. Право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов (статья 30 Конституции РФ);

9. Право проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования (статья 31 Конституции РФ);

10. Право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями или бездействием органов государственной власти и их должностных лиц (статья 53 Конституции РФ).

Эти и некоторые другие права граждан РФ имеют основополагающее значение при осуществлении государственного управления, во многом определяют характер административно-правовых отношений между гражданами и другими субъектами административного права.

Указанные права нашли свое развитие и детализацию в ряде законов и подзаконных актов, регулирующих административно-правовую сферу и устанавливающих административно-правовой статус органов государственной власти и местного самоуправления.

Административно-правовые отношения личности с другими субъектами административного права могут возникать как на основе реализации прав человека и гражданина или в связи с возложенными на них обязанностями в сфере управления, так и при защите прав и свобод личности или нарушении личностью своих обязанностей. В этой связи в содержание административно-правового статуса кроме прав и обязанностей личности включаются гарантии соблюдения этих прав и реализации обязанностей, механизм их охраны и защиты со стороны органов государственной власти и местного самоуправления /7/.

В систему административного права входит большое число различных норм, содержащихся в законах и других правовых актах, которые устанавливают обязанности граждан в конкретных сферах деятельности. Такие нормы регулируют многие правила поведения граждан и направлены на защиту установленного порядка управления; охрану общественного порядка; защиту прав других граждан; охрану окружающей природной среды, памятников истории и культуры; предотвращение правонарушений на транспорте, в области дорожного, коммунального хозяйства и др. Соблюдение и исполнение всех этих норм является важнейшей обязанностью граждан как субъектов административного права /9/.

Административно-правовой статус гражданина РФ

Уважаемые посетители!
Статьи размещенные на нашем сайте носят информационный характер о решении тех или иных юридических вопросов.
Вместе с тем каждая ситуация индивидуальна.
Для решения конкретной задачи вам необходимо заполнить форму на сайте, либо задать вопрос онлайн консультанту справа.

Ну а лучше, позвоните нам по телефонам!
Это быстрее и бесплатно !

Гражданин, вступая в общественные отношения, реализует права и обязанности, установленные в предписаниях и законах государства. Чтобы быть полноправным участником управленческих отношений, гражданину необходимо обладать правовым статусом.

Административно-правовой статус гражданина: понятие

В общем виде, в статусе гражданина конкретизируются те права и обязанности, которые реализуются им в повседневной жизни. Но, участвуя в управлении государством, требуются специальные права и обязанности с учетом отраслевой направленности.

Так как, гражданин вступает в отношения с государством, то оно диктует правила поведения и устанавливает ряд прав и обязанностей.

В составе административно-правового статуса гражданина закрепляется ряд обязательных элементов.

Содержание административно-правового статуса гражданина РФ

Административно-правовой статус гражданина складывается из ряда элементов, которые предоставляют возможность быть участником управленческих отношений.

Комплекс элементов правового статуса включает в себя следующее:

  1. Гражданство РФ, которое устанавливает связь в правовом поле между государством и гражданином. В большинстве случаев, участвуя в управленческих отношениях, требуется наличие российского гражданства, например, при голосовании, поступлении на государственную службу РФ.
  2. Права, предоставляющие меру возможного поведения участника правоотношения. Гражданин, обладая правами, действует по своему усмотрению. Всегда остается выбор и добровольность в реализации правами. Например, право на получение высшего профессионального образования, право на оружие для самообороны, право на поступление на государственную службу.
  3. Обязанности возлагают на гражданина меры должного поведения. Вращаясь в кругу общественных отношений с государством, диктуются правила для поведения в этом обществе. За неисполнение государство вправе налагать меры государственного принуждения. К обязанностям в сфере управления можно отнести: защищать Отечество, соблюдать Конституцию РФ, предоставлять отчеты о доходах для служащих.
  4. Ответственность наступает в том случае, когда гражданин не соблюдает запреты, ограничения и предписания государства. Например, может наступить административная ответственность за нарушение общественного порядка, регистрационного режима граждан.

Таким образом, содержание административно-правового статуса гражданина РФ предоставляет набор необходимых компонентов для полноправного участия в сфере управления и самостоятельности вступления в правоотношения.

Специальный административно-правовой статус граждан

Каждый гражданин, действуя на свое усмотрение, приобретает те или иные субъективные права и обязанности. В отдельных случаях, приобретая комплекс новых прав, на гражданина возлагаются соответственно и обязанности.

Специальный административно-правовой статус, гражданин приобретает добровольно или принудительно, в зависимости от конкретной ситуации.

К видам специального статуса в сфере государственного управления можно отнести следующее:

  • Приобретение статуса индивидуального предпринимателя, позволяющего лицу участвовать самостоятельно в сфере малого и среднего бизнеса на свой страх и риск
  • Получение права на управление транспортным средством
  • Выдача специального разрешения (лицензии) на ведение деятельности, подлежащей лицензированию
  • Поступление на государственную или муниципальную службу, в результате заключения служебного контракта с государством или муниципалитетом
  • Статус подозреваемого или задержанного, которые гражданин может приобрести за совершение административного правонарушения

Административно-правовые гарантии

Обладать правами, свободами и обязанностями вступая в правоотношения не достаточно. Если государством не будет налажен механизм их реализации, то элементы статуса гражданина останутся декларативными, то есть не выполнимыми на практике или в повседневной жизни.

Основная цель административно-правовых гарантий – обеспечить нормальные условия для реализации. Кроме того, устанавливаются также социальные, экономические и политические.

Обязательно поделитесь с друзьями!

Основы административно-правового статуса гражданина Российской Федерации.

Гражданин как субъект административного права — это участник общественных отношений, выступающий в качестве носителя содержащихся в нормативных актах конкретных прав и обязанностей, которыми он наделен для реализации своих жизненных потребностей, участия в управлении делами общества и государства.

Права и обязанности гражданина образуют в своей совокупности его правовой статус. Административно-правовой статус гражданина — сложное юридическое образование. Он включает в себя четыре разновеликих составных элемента.

Первая, самая важная часть прав и обязанностей представляет собой правовой статус личности, человека как субъекта административного права. В российском государстве правовое регулирование положения личности, человека должно занимать центральное, приоритетное место, поскольку выражает идею о том, что право и государство, его органы и должностные лица призваны служить обществу, каждой личности, каждому человеку. Именно эта мысль выражена в ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства».

Читайте так же:  Как стать гражданином сша

Подобный характер взаимоотношений личности и государства является общепризнанным для большинства государств мира, что нашло закрепление в важнейших актах международного права, принятых ООН, организациями Европейского союза, Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе.

Эти, как их называют, естественные, неотъемлемые права и свободы нашли отражение во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г., и в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, утвержденной Советом Европы в 1950 г. , и некоторых других актах.

Российское государство, следуя по пути признания общедемократических начал развития общества и международных актов в этой области, приняло в 1991 г. Декларацию прав и свобод человека и гражданина , положения которой впоследствии нашли отражение в Конституции 1993 г.

Согласно Конституции РФ и основанному на ней законодательству личность, человек, независимо от его служебного, общественного или имущественного положения, национальности, вероисповедания и т.д., является в России субъектом всех отраслей права, для чего основы правового статуса личности закреплены в Конституции РФ. При этом они пропитаны нормами конституционного, международного, гражданского, финансового и других отраслей права, отражающих взаимоотношения личности и общества, гражданина и государства, индивида и коллектива. Важное место в данном статусе человека занимают и нормы административного права.

Среди основных прав и свобод, составляющих правовой статус личности и находящихся в той или иной мере в сфере административно-правового регулирования, можно назвать, например, право на жизнь (ч. 1 ст. 20), право на свободу и личную неприкосновенность (ч. 1 ст. 22), право на неприкосновенность жилища (ст. 25), право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ч. 1 ст. 23), право на свободное передвижение, выбор места пребывания и места жительства, свободного выезда за пределы Российской Федерации и беспрепятственного возвращения в Российскую Федерацию (ст. 27).

Провозглашая права личности, Конституция устанавливает для человека определенные обязанности и запреты, например, платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57), сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58), запрещается заниматься экономической деятельностью, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ч. 2 ст. 34), запрещается принудительный труд (ч. 2 ст. 37).

Вместе с тем Конституция РФ (ч. 3 ст. 55) допускает в исключительных случаях возможность ограничения федеральным законом прав личности, причем эти нормы обычно носят административно-правовой характер. Например, право на неприкосновенность жилища может быть ограничено сотрудниками милиции на основе Закона РФ «О милиции» при наличии оснований, предусмотренных соответствующими административно-правовыми нормами, в частности, при розыске преступника, если в квартире или доме совершается преступление или нарушение общественного порядка, угрожающее жизни или здоровью людей, при пожаре и в других случаях.

Вторая составная часть административно-правового статуса представляет собой статус гражданина Российской Федерации, вытекающий из факта гражданства . Как субъект административного права каждый гражданин Российской Федерации имеет свой гражданский правовой статус.

Когда физическое лицо обрело статус личности, затем гражданина, к ним добавляется третий элемент административно-правового статуса — социальный. Он необходим, чтобы гражданин мог заняться конкретной трудовой профессиональной деятельностью, учиться, служить в Вооруженных Силах и т.д.

Личности, гражданину для этого нужны новые, дополнительные права и обязанности. В сфере общественно-трудовой деятельности насчитываются тысячи профессий и специальностей и каждая из них имеет свой правовой статус, установленный в основном нормами трудового и административного права. И здесь в качестве социального элемента административно-правового статуса гражданина можно выделить правовые статусы рабочего, служащего, учащегося, военнослужащего, пенсионера, вынужденного переселенца и т.д.

Четвертый элемент административно-правового статуса гражданина называют особым статусом, включающим в себя права и обязанности, которые граждане приобретают по своему желанию, личному интересу для удовлетворения своих индивидуальных потребностей. Это, например, любители-охотники, любители-водители, в том числе судоводители, спортсмены-непрофессионалы, туристы, коллекционеры и т.д. Все они получают официальный документ для занятия избранным делом, причем для каждого особого субъекта установлен определенный круг новых прав и обязанностей.

Вместе с тем следует иметь в виду, что административно-правовой статус гражданина представляет собой единство всех названных его элементов.

Административно-правовой статус гражданина определяется содержанием его административной правосубъектности, включающей в себя административную правоспособность и дееспособность.

Гражданин, чтобы стать участником административно-правовых отношений, должен обладать административной правоспособностью, т.е. реальной возможностью иметь субъективные права и выполнять юридические обязанности, установленные административно-правовой нормой. Административная правоспособность возникает у граждан с момента рождения и прекращается со смертью. Она не может быть отчуждена или передана другому лицу, но может быть частично или временно ограничена в случаях, предусмотренных законодательством. Например, Кодексом об административных правонарушениях предусмотрена возможность временного лишения гражданина права управления транспортным средством за нарушения Правил дорожного движения.

Административная дееспособность представляет собой способность гражданина своими действиями приобретать субъективные права и выполнять возложенные на него юридические обязанности в сфере реализации государственного управления. Административная дееспособность частично наступает с 14 лет — получение паспорта, затем в 16 лет — возможность привлечения к административной ответственности и полная — по достижении гражданином 18 лет.

Административно-правовой статус гражданина РФ

Гражданин выступает в качестве субъекта административного права как участник административно-правовых отношений, имеющий права и обязанности, закрепленные в актах административного за­конодательства.

Административные права и обязанности гражданина образуют в своей совокупности его административно-правовой статус.

Административно-правовой статус гражданина определяется содержанием его административной правосубъектности, включающей в себя административную правоспособность и дееспособность.

Гражданин, чтобы стать участником административно-правовых отношений, должен обладать административной правоспособностью, т. е. реальной возможностью иметь субъективные права и выполнять юридические обязанности, установленные административно-право­вой нормой.

Административная дееспособность — способность гражданина своими действиями приобретать административные права и выпол­нять возложенные на него административным законодательством обязанности. Административная дееспособность частично наступает с 14 лет с момента получения паспорта. С 16 лет гражданин может быть привлечен к административной ответственности. Полной админи­стративной дееспособностью гражданин обладает с 18 лет.

Читайте так же:  Способы прекращения гражданства

Права и обязанности граждан в сфере государственного управле­ния можно объединить в три блока.

1. Права и обязанности граждан, необходимые им для участия в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, а также посредством равного доступа к государственной службе (ст. 32 Конституции РФ). Особенность данной группы прав и обязанностей граждан в го­сударственном управлении состоит в том, что их реализация требует прежде всего активного волеизъявления самих граждан как субъектов административного права.

2. Второй блок прав и обязанностей граждан отличается тем, что для их реализации необходима активная деятельность и как минимум – содействие органов исполнительной власти, должностных лиц органов государственного управления (н-р: проведение собра­ний, митингов, демонстраций и других публичных мероприятий (ст. 31 Конституции РФ), право на объединение для защиты своих интересов (ст. 30), право на обращение лично, а также направлять индивидуаль­ные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33), право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53), и т. д.)

3. Третий блок прав и обязанностей граждан в сфере государ­ственного управления связан с их участием в деятельности органов исполнительной власти. (например, в качестве членов научно-тех­нических, экспертно-консультативных, координационных советов, межведомственных и рабочих комиссий, внештатных инспекторов, инструкторов, экспертов и т. п., в составе членов организаций, дей­ствующих целиком на общественных началах, например добро­вольных народных дружин.)

Также мы предлагаем более конкретно рассмотреть административные права и обязанности граждан РФ.

[3]

Основные общие административные права граждан Российской Федерации.

В соответствии с действующим законодательством все совершеннолетние дееспособные граждане России имеют и могут осуществлять в сфере административно-правового регулирования следующие права:

• на государственную регистрацию в органах ЗАГСа актов гражданского состояния (рождения, брака, смерти, изменения фамилии и т.п.);

• на выезд из Российской Федерации и возвращение в Российскую Федерацию;

• поступления на государственную службу, в том числе на гражданскую, военную и правоохранительную, при соот­ветствии установленным российским законодательством требованиям, предъявляемым к замещению той или иной должности государственной службы;

• на создание общественных и религиозных объедине­ний и участие в их деятельности;

• на организацию массовых публичных мероприятий (собраний, митингов, шествий, демонстраций, пикетирова­ния и т.п.) и участие в них;

• на получение бесплатного образования, медицинского и социального обслуживания в соответствующих госу­дарственных и муниципальных учреждениях на условиях и в порядке, предусмотренных действующим российским законодательством;

• на управление транспортными средствами после сдачи в установленном порядке соответствующих квалификацион­ных экзаменов;

• на занятие охотой после получения в установленном порядке соответствующего разрешения;

• на приобретение, ношение и хранение холодного и огнестрельного оружия после получения при соблюдении установленных законодательством условий соответству­ющего разрешения;

• на обращение в административные органы по различ­ным вопросам с заявлениями и ходатайствами;

• на обжалование в вышестоящие административные органы действий (бездействия) и решений нижестоящих административных органов;

• на получение от компетентных административных органов информации по интересующим их вопросам.

Основные общие административные обязанности граждан Российской Федерации.

• соблюдать установленные законодательством правила поведения в общественных местах, правила проведения мас­совых общественных мероприятий;

• соблюдать правила дорожного движения и безопасной эксплуатации транспортных средств;

• соблюдать установленные правила пожарной безопас­ности;

• соблюдать установленные санитарные нормы и пра­вила, правила охраны окружающей среды;

• соблюдать установленные правила охраны памятников истории и культуры;

• соблюдать установленные правила проезда в город­ском и пригородном общественном транспорте, правила поведения в поездах дальнего следования, на борту воздуш­ного, морского и речного судна;

• соблюдать установленные правила регистрации граж­дан по месту жительства и по месту пребывания, паспортные правила;

• получать в компетентных административных органах специальные разрешения (лицензии) на совершение опре­деленных действий, например на перепланировку жилых помещений, на отстрел диких животных, на приобретение оружия и т.п.;

• регистрировать в компетентных административных органах транспортные средства, огнестрельное и холодное оружие и другие объекты в случаях, предусмотренных дей­ствующим законодательством;

• представлять компетентным административным орга­нам необходимую для их законной деятельности информа­цию, являться по их вызову для дачи объяснений по нахо­дящимся в их производстве делам об административных и иных публичных правонарушениях, исполнять законные требования и предписания этих органов;

• своевременно и правильно уплачивать установленные действующим законодательством налоги, сборы и иные обя­зательные платежи в бюджет;

• проходить в случаях и в порядке, установленных дей­ствующим законодательством, военную или альтернативную гражданскую службу, соблюдать правила воинского учета граждан.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8294 —

| 7920 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Видео (кликните для воспроизведения).

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источники


  1. Ваш домашний адвокат. Экстренная юридическая помощь. Советы Юриста. — М.: Мир книги, 2004. — 448 c.

  2. Неосновательное обогащение. Судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2014. — 375 c.

  3. Ведерников, А. Н. Конституционное право личности на судебную защиту в законодательстве и судебной практике России / А.Н. Ведерников. — М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2017. — 152 c.
  4. Под редакцией Дмитриевой И. К., Куренного А. М. Трудовое право России. Практикум; Юстицинформ — Москва, 2011. — 792 c.
  5. Абдулаев, М. И. Теория государства и права / М.И. Абдулаев. — М.: Санкт-Петербург, Издательский дом «Право», 2010. — 468 c.
Административно правовой статус гражданина рф
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here