Лишение гражданства рф по конституции рф

Полная информация по теме: "Лишение гражданства рф по конституции рф". Мы собрали и систематизировали всю информацию из сети и предоставили ее в удобном виде. В случае возникновения вопросов задавайте их нашему дежурному специалисту.

Статья 61 Конституции России

Текст Ст. 61 Конституции РФ в действующей редакции на 2019 год:

1. Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству.

2. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.

Комментарий к Ст. 61 Конституции Российской Федерации

1. В Российской Федерации закрепляется принцип недопустимости высылки гражданина Российской Федерации за пределы страны и выдачи гражданина России другому государству.

Согласно ст. 61 Конституции РФ и ст. 4, ч. 5 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», российский гражданин не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан иностранному государству. Этот запрет учитывает и норма Уголовного кодекса РФ (ч. 1 ст. 13), в соответствии с которой граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдачи этому государству. Невыдача российских граждан не означает освобождение их от уголовной ответственности за совершение преступлений на территориях иностранных государств. Правоохранительные органы России обязаны возбудить уголовное преследование против российских граждан, подозреваемых в свершении преступлений на территории других государств и вернувшихся на территорию Российской Федерации. За преступления, совершенные российским гражданином за границей, он подлежит уголовной ответственности по законам своей страны. В этом принципе выражается ответственность гражданина перед своим государством, необходимость обеспечения принятых в государстве гарантий защиты его прав и интересов в уголовном процессе.

Ранее действовавший Закон РФ о гражданстве (ст. 1, ч. 3) предусматривал возможность выдачи российского гражданина другому государству на основании закона или международного договора Российской Федерации.

Высылка (удаление) из пределов СССР в качестве самостоятельного и дополнительного уголовного наказания была предусмотрена в п. «е» ст. 13 Основных начал уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, введенных в действие в 1924 г.*(282)

Под выдачей понимается акт правовой помощи, содержание которого заключается в обязанности участников международного соглашения о выдаче осуществлять передачу лиц, обвиняемых в совершении преступления на территории запрашивающего государства, для привлечения к уголовной ответственности. Такое понимание вытекает из содержания договоров о выдаче. По общему правилу договоры о выдаче устанавливают обязанность выдачи гражданина иностранного государства, содержат перечень преступлений, влекущих за собой выдачу, обстоятельств, исключающих выдачу, и возможного отказа в выдаче, определяют последствия невыдачи собственных граждан, регламентируют порядок заявления просьб о выдаче и процедур выдачи, закрепляют условия заключения под стражу и передачи лиц, подлежащих выдаче.

2. Российская Федерация гарантирует принцип защиты и покровительства гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами (ч. 2 ст. 61 Конституции РФ; ч. 1 cт. 7 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации»).

В соответствии с ч. 2 ст. 7 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» органы государственной власти Российской Федерации, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации, должностные лица указанных представительств и учреждений обязаны содействовать тому, чтобы гражданам Российской Федерации была обеспечена возможность пользоваться в полном объеме всеми правами, установленными Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, законами и правилами государств проживания или пребывания граждан Российской Федерации, а также возможность защищать их права и охраняемые законом интересы.

Наряду с Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» обязательство государства по защите и покровительству граждан получило свое развитие и уточнение в Федеральном законе от 24 мая 1999 г. N 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом»*(283). Согласно ст. 3 данного Закона, граждане России, проживающие за рубежом, относятся к числу соотечественников. Закон определяет содержание и основы политики Российской Федерации в отношении названной категории граждан. Содержание государственной политики представляет собой совокупность правовых, дипломатических, социальных, экономических, информационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых Президентом РФ, органами государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ (ст. 5 Закона). Законом предусматривается поддержка соотечественников в области прав и основных свобод человека и гражданина, в социальной сфере, а также в области культуры, языка и образования, информации.

Основной объем работы по защите прав российских граждан выполняется Министерством иностранных дел РФ, дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями России в иностранных государствах. Загранпредставительства и их должностные лица обязаны содействовать тому, чтобы гражданам Российской Федерации была обеспечена возможность в полном объеме пользоваться всеми правами, установленными законодательством государства их пребывания, международными договорами РФ.

Процесс лишения гражданства в РФ

Лишение гражданства рф, радикальная мера не так часто применяется по отношению к подданным страны.
Лишиться паспорта, возможно только при серьезных правонарушениях и добровольного отказа.

Все граждане в РФ обладают законными правами и обязанностями, что в полной мере может защитить их в экстренных случаях, как на территории России, так и за ее пределами.

Рассмотрим в каком конкретном случае, может гражданин рф, быть лишен гражданства и как можно самостоятельно отказаться от Российского паспорта.

Может ли гражданин быть лишен своего гражданства

Гражданин российской федерации, может быть лишен своего гражданства если на, то есть весомые причины:

  • Лицо добровольно по собственному желанию решило выйти из подданства страны.
  • Участвовал в экстремистской и террористической деятельности по статье 205 УК РФ.
  • Выдавал секретную информацию другим государствам.
  • Активно призывал к свержению власти.
  • Подал ложные сведения при оформлении подданства, пытался обмануть, предоставил недействительные документы.
  • Не пришел на вручение паспорта, и отказался присягнуть на верность стране.
  • Не соблюдение законов и конституции РФ, попытки свергнуть власть, открытые призывы к мятежу и участие в них.

Каждый случай подробно рассматривается службами, а решение непосредственно принимается главой государства на основании всех предоставленных доказательств.

Часто человек отказывается от своего подданства, по ряду обстоятельств — приезду в другую страны, брак с иностранцем. В таких случаях добровольный отказ возможен, так как Федерация не признает наличия двух паспортов у своих граждан. Существует два варианта отказа от гражданства РФ: стандартная и упрощенная схема.

Читайте так же:  Проверить онлайн готовность загранпаспорта

Стандартная схема лишения

Предусмотрена для людей проживающих не территории Федерации и проходящих эту процедуру в одном из городов страны.

[1]

  • Необходимо предоставить заявление о прошении выхода из подданства.
  • На момент подачи заявления, запрещается покидать территорию РФ.
  • Необходимо явиться в Миграционную службу с пакетом документов — лично.

Упрощенная методика лишения гражданского статуса

Предусматривает подачу заявление, в следствии переезда и нахождения на ПМЖ в другой стране, то есть процедура займет не более 30 дней. Бумаги подаются в посольство РФ, при личной встрече с уполномоченным лицом.

Необходимо предоставить документ подтверждающий разрешение на ПМЖ, а так же выписку по-предыдущему мету жительства, проще говоря — необходимо выписаться с места прописки. Все необходимые документы, можно получить дистанционно по доверенности.

Законные способы лишения гражданства

Необходимые документы

  1. Заявление заполненное собственноручно. (только гос.образца полученного в миграционном управлении)
  2. Основания для прошения. (Ими могут быть наличие второго паспорта или подтверждение на подачу бумаг в иностранном государстве, паспорт другого государства).
  3. Справки об отсутствии налоговой задолженности.
  4. Свидетельство о рождении.
  5. Оплата гос. пошлины.
  6. Диплом или иной документ об образовании.
  7. Отсутствие финансовых задолженностей, присвоенных в судебном порядке.
  8. Отсутствие не оплаченных штрафов.

Отказавшись, россиянин могут восстановить подданство через какое то время если на то есть основание. Вместе с утратой статуса человек теряет возможность нахождения в стране как ее гражданин, возможность получении пенсии и прочие социальные выплаты.

После положительного решения об утрате подданства — выдается справка. Посещение страны возможно только на основаниях примирительных к новому гражданству.

Может ли гражданин РФ быть лишен гражданства РФ

Ответ на вопрос, может ли гражданин РФ быть лишен гражданства РФ, требует наличия определенных юридических знаний и не всегда решается однозначно. Лишение гражданства террористов еще только рассматривается в поданном законопроекте. Лица, осознанно совершившие уголовно наказуемые деяния, теракты, повлекшие за собой разрушение исторически ценных зданий и ставшие причиной смерти сотен людей, не могут подвергнуться лишению гражданства РФ. А вот те, кто допустил грубейшее правонарушение, скрывая или намеренно искажая сведения, поданные в соответствующие органы, оказывается, могут быть лишены такого звания без их согласия.

Преимущества гражданства Российской Федерации

Гражданин РФ обладает целым рядом преимуществ, которые гарантирует Конституция РФ. Они касаются любого гражданина страны независимо от места проживания. Государство признает за собой право закреплять его местожительство посредством прописки или временной регистрации, но свобода перемещения в огромной стране за ним продолжает существовать. Преимущество гражданство РФ осознает не только человек, для которого это – Родина, но и те, кто старается его получить. Поскольку количество таких людей огромное, оформление и натурализация предусматривают определенные тонкости.

Лишение российского гражданства

Граждане других стран, столкнувшиеся со сложностями в родной стране, стараются попасть в Россию, чтобы иметь возможность спокойно работать, пользоваться преимуществами, получаемыми при получении гражданства. Те, кто родился или приобрел звание россиянина любым законным образом, могут пользоваться следующими прерогативами:

  • правом на получение бесплатного образования и социального обеспечения;
  • получать медицинское обслуживание в государственных учреждениях на бесплатной основе;
  • обладать возможностью официального трудоустройства и получения трудовой пенсии по окончании трудоспособного возраста для беспроблемного отдыха в старости;
  • улучшать жилищные условия с помощью государственных программ, ипотеки и банковских кредитов;
  • участвовать в избирательном процессе и отдавать свой голос в пользу своих политических предпочтений, решая судьбу своей страны;
  • допускаться в любой регион страны без миграционной карты и специального разрешения, не уведомляя миграционную службу о своих намерениях;
  • пользоваться правами гражданина страны, закрепленными в ее законодательстве и Конституции.

Обратите внимание! Для того, чтобы претендовать на получение российского паспорта, человек должен выполнить несколько условий: прожить на территории РФ 5 лет (можно с небольшими перерывами), хорошо владеть русским языком и сдать по нему экзамен, иметь законный источник доходов на территории страны и подать заявление о своих намерениях.

Основным требованием при этом является готовность соблюдения законодательных предписаний и Конституции Российской Федерации.

Негражданам нельзя ни представлять угрозу для государства, ни участвовать в международных военных конфликтах, ни свободно перемещаться по территории России. Украинцам не разрешается иметь двойное подданство: если они собираются стать россиянами, от гражданства Украины им придется отказаться. При въезде в страну недопустимо быть уголовно преследуемым или пытающимся избежать подобным образом наказания, равно, как и заниматься подобной деятельностью на территории РФ.

Дополнительная информация! Граждане другой страны также не могут пользоваться прерогативами и правами, которые Россия предоставляет обладателям паспорта РФ, потому что они предусмотрены только для тех, кто является подданным России.

Гражданин РФ не может быть лишен гражданства

Лишение российского гражданства

В отличие от получения, лишение гражданства может быть более скоротечной и простой процедурой, однако и в этом случае есть определенные законодательные нюансы. Запрет на лишение гражданства Российской Федерации впервые был закреплен в Конституции 1993 года. Это было предусмотрено во избежание повторения более раннего правового опыта, когда процедура производилась в одностороннем порядке, как наказание за инакомыслие или в качестве репрессивной меры. Однако государство по-прежнему оставляет за собой право в отдельных случаях в одностороннем порядке оставлять человека без принадлежности к Российской Федерации.

Важно! Лишение гражданства – это правовой акт, который производится в одностороннем порядке. Расторгая существующие договоренности, государство должно иметь определённые правовые основания, соответствующим образом прописанные в законодательных документах.

Они ограничивают и права самой страны, которая не может, например, оставить человека без подданства, если второго у него в данный момент не имеется. Однако в законах четко расписано, за какие правонарушения можно лишиться гражданства, и об этом необходимо знать.

Гражданство подтверждается документами

Вот основные сведения о том, в каких случаях гражданин Российской Федерации может быть лишен гражданства: в случае, если человек стал гражданином страны, совершив грубейшее правовое нарушение. Конкретно оно заключается в предоставлении заведомо ложных данных в соответствующую структуру, которая занимается вопросами гражданства и миграции – УФМС. Таких случаев происходит довольно много, но все они связаны с нарушением законодательства страны, из которой прибыл новоиспеченный гражданин, или имевшими место проступками на территории России. Это веское основание, чтобы лишать российского паспорта, потому что обычно связано с противоправной деятельностью. Предоставление заведомо ложных сведений обычно удел лиц следующих категорий:

  • находящихся в розыске за совершение особо тяжких уголовных преступлений (убийств, хищений в особо тяжких размерах, террористических актах) на территории других государств или России и бежавших из своей страны с целью избежать наказания;
  • преступников, которых разыскивает мировое сообщество и Интерпол за международные преступления;
  • террористов, намеревающихся совершать на территории страны противоправные действия и въехавших по поддельному паспорту именно с этой целью;
  • граждан враждебно настроенных государств, снабженных поддельными документами для получения сведений, составляющих государственную тайну РФ, с целью политического, экономического или военного шпионажа;
  • оплаченных агентов влияния для организации массовых беспорядков, государственного переворота, незаконной смены существующей власти.
Читайте так же:  В азербайджан нужна виза

Вопрос о высылке из страны террористов, которые совершали противоправную деятельность, будучи гражданами России на законных основаниях и под собственным именем, уже рассматривается в виде законопроекта. Сложность вопроса состоит в статье Конституции, которая запрещает лишать человека гражданства, полученного по праву рождения или на законных основаниях.

Конституция о гражданстве РФ

Если человек добровольно хочет отказаться от принадлежности к российскому народонаселению, это уже не лишение прав, а добровольный от них отказ. Здесь нет никакого крючкотворства, потому что такое решение принимается им добровольно и самостоятельно, но его не отнимают по постановлению суда или президентскому указу.

Важно! То есть утрата не является карательной или репрессивной мерой. Это первое соображение, которое вложили в тонкости конституционного положения создатели Основного Закона страны.

Как можно вернуть гражданство, если был его лишен

Первый вопрос при этом будет, по какой причине произошло лишение. Если оно произведено государством в одностороннем порядке, то возможность вернуться в родные пенаты вряд ли представится. Законодательная система, занимающаяся обеспечением безопасности страны, весьма сурово относится к таким нарушителям. Российская Федерация сохраняет право на двойное гражданство за людьми, выезжающими в другую страну по каким-либо обстоятельствам. Но если выезд был в страну, где двойное гражданство не предусмотрено, и человек отказался вынужденно, для восстановления прав по месту рождения или проживания достаточно подать пакет документов в соответствующие службы и объяснить обстоятельства, по которым был необходим отказ.

Стандартная схема лишения на законодательных основаниях по желанию самого гражданина предусматривает совершение многих действий и сбора многочисленных документов. Например, если у человека нет второго гражданства, он обязан предъявить бумагу, согласно которой оно у него появится. Для согласия другой страны на предоставление подданства у человека тоже было множество хлопот, согласований, сбора бумаг и справок. Он должен собрать официальные документы, свидетельствующие об уплате налогов, уплатить государственный сбор и ждать положенное время, пока соответствующие госорганы примут свое решение.

Обратите внимание! Если человек принял решение о выходе из-под юрисдикции страны добровольно, он может в упрощенном порядке восстановить свою принадлежность при условии полной дееспособности, ранее имевшегося российского паспорта (не советского, а российского) и существования официально полученного статуса выхода из гражданства.

Восстановление гражданства

Как избежать лишения

Думать о том, как избежать лишения, человек может только в одном случае: если он подпадает под соответствующие законодательные основания. Значит, он пытался проехать или проехал на территорию страны по поддельному паспорту, с недостоверными документами или указал о себе заведомо ложные сведения. Государственная система расценивает это, как попытку приобрести права гражданина РФ, на которые у человека нет оснований или есть препятствия, не позволяющие сделать это законным путем. В подобных случаях оснований для снисхождения у государства нет, поскольку это не только правовая, но и репрессивная система. Такие деяния подлежат наказанию, и оно непременно будет приведено в исполнение.

Паспорт с двойным гражданством

Если же обсуждается вопрос об отзыве заявления, поданного добровольно, то дело обстоит совсем просто. Достаточно обратиться в официальные инстанции и написать новое заявление, в котором будут обоснованы достаточно веские причины, вызвавшие перемену решения. Дело, которому был дан ход, будет, на основании собственноручного заявления, прекращено.

Прежде, чем начинать процедуру добровольного отказа от гражданства РФ, следует хорошенько подумать и вспомнить о тех, кто добивается права на это, получает двойное, чтобы иметь возможность в трудную минуту обратиться за помощью и государственной защитой. Так, например, поступают многие люди из стран СНГ.

Причины лишения гражданства РФ

Видео (кликните для воспроизведения).

Российские граждане, в том числе и бывшие иностранцы, ставшие обладателем этого статуса, могут жить как непосредственно в РФ, так и в любой другой стране мира без опасения потерять гражданство России. Однако у некоторых вызывают опасения разговоры, которые ведутся в высших эшелонах власти о лишении гражданского статуса РФ нарушителей закона. В каком случае гражданин Российской Федерации может быть лишен гражданства и как оформить отказ от него по собственному желанию, рассмотрим подробно.

Основания для прекращения

В законе о гражданстве РФ зафиксированы основания приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации. Как лицу с государственной принадлежностью к другому государству можно обрести гражданство РФ, дано разъяснение в главе 2 указанного правового акта. Кто и на каком основании может быть лишен российского гражданского статуса, описано в 4 главе упомянутого закона. Утрата гражданства возможна при таких обстоятельствах:

  • если обладатель гражданского статуса РФ добровольно изъявил такое желание;
  • в заявлении о принятии в гражданство России были заявлены недостоверные сведения;
  • поданные документы оказались фальшивыми;
  • новоявленный россиянин отказался произносить присягу.

Летом 2019 года был рассмотрен и принят законопроект о лишении гражданства РФ за нежелание соблюдать Конституцию России, законы государства. Доказательством этих фактов является привлечение к ответственности по уголовным статьям за содействие террористам и экстремистам, призывы к свержению власти, иные публичные высказывания экстремистского характера, участие в мятеже, прочие незаконные действия.

Подобные изменения вступили в законную силу, приняты в связи с участившимися случаями террористических актов на территории РФ. В предыдущей редакции закона лишить гражданства РФ могли только за подачу ложных сведений при оформлении статуса. В новой редакции добавлены основания, по которым лишение гражданства за терроризм и прочие экстремистские действия неизбежно.

Читайте так же:  Как получить норвежское гражданство гражданину рф

Что же касается добровольного лишения гражданства РФ, то преимущественно это случается при переезде на ПМЖ в другую страну. Многие зарубежные государства не признают двойного гражданства, в результате чего для оформления государственной принадлежности к новой стране надо отказаться от предыдущего гражданского статуса. Лишение гражданства для детей, не достигших совершеннолетия, связано с выбором их родителей или опекунов.

Как проходит процедура лишения

Если гражданин РФ решил обосноваться в другом государстве на постоянной основе, прежде всего надо выяснить, признает ли эта страна двойное гражданство. Если нет, то перед мигрантом возникает проблема, касающаяся того, как отказаться от гражданства РФ. Здесь нет ничего сложного. Процедура выхода из государственной принадлежности к РФ предусматривает два пути: по общепринятому механизму и по облегченному варианту выхода из гражданства РФ.

Бесплатная юридическая поддержка по телефону:

Санкт-Петербург и область +7 (812) 317-60-18
Федеральный номер +8 (800) 500-27-29 доб. 859

Аннулирование гражданства РФ и в первом, и во втором случае предполагает определенный порядок. Разберемся, какие основания потребуются для облегченного способа выхода из гражданства России и какой алгоритм действий предусмотрен.

Стандартная схема

Итак, способы приобретения и прекращения гражданства РФ предусматривают стандартную и упрощенную схемы вхождения и выхода из гражданского статуса. Если от гражданства РФ выразил желание отказаться житель одного из населенных пунктов российского государства, он может использовать стандартный вариант. Для этого он должен:

  • написать об этом заявление;
  • прикрепить к нему необходимые документы;
  • после подачи комплекта бумаг ожидать ответа в течение установленного законом срока;
  • при положительном решении вопроса (после получения уведомления) придется сдать паспорт гражданина РФ. Возврату подлежит и свидетельство о рождении;
  • заключительный этап – получение на руки справки о лишении гражданства России.

Некоторые граждане, подавшие прошение о прекращении гражданского статуса, могут действовать по упрощенной схеме.

Возникла проблема? Позвоните юристу:

Санкт-Петербург и область +7 (812) 317-60-18
Федеральный номер +8 (800) 500-27-29 доб. 859

Упрощенный порядок

Закон о гражданстве России позволяет воспользоваться упрощенной схемой для выхода из гражданства РФ следующим лицам:

  • проживающим за рубежом (на длительной основе);
  • ребенку, имеющего одного или единственного родителя с государственной принадлежности к иностранному государству.

Алгоритм действий для этих категорий граждан такой же, как в случае оформления выхода из гражданства России на общих основаниях. Отличается только комплектность документов, подаваемых вместе с мотивированным заявлением о выходе из гражданства РФ – понадобятся дополнительные справки.

Новый закон о лишении гражданства вступил в силу с начала осени 2019 года. Он дает возможность лишать государственной принадлежности к России за проявления терроризма и экстремизма. Изменений, которые коснулись бы статей, связанных с добровольным выходом из гражданства РФ, в обновленном законе нет.

Подача документов

Отказ от гражданства РФ заполняется на специальном бланке. Форму документа можно скачать у нас на сайте. В заявлении указывается ФИО, полная информация из паспортного документа, образование, семейное положение, наличие детей до 18 лет. По желанию заявителя пишется национальность и вероисповедание.

Важные для заполнения пункты касаются предоставления информация о наличии/отсутствии долгов по налоговым выплатам, о том, не является ли заявитель осужденным или подозреваемым в совершении преступления. Текст должен быть заполнен аккуратно, без помарок (нельзя пользоваться корректором). Все вносимые в заявление сведения должны соответствовать прикрепленным документам, перечень которых приводится далее.

  • Подтверждение оснований или гарантий получения гражданства иностранного государства.
  • Три фотографии размером 3х4 см лица, желающего добровольно выйти из гражданства РФ.
  • Справка об отсутствии у заявителя судимости.
  • Свидетельство о рождении.
  • Заграничный паспортный документ заявителя.
  • Документ об образовании гражданина РФ, желающего лишиться этого статуса.
  • Бумага, выданная налоговым органом об отсутствии задолженности.
  • Квитанция об уплате государственного сбора.

Для лиц, имеющих право выйти из гражданства РФ по упрощенному варианту, дополнительно надо приложить заявление о снятии с регистрационного учета по адресу проживания в связи с отбытием на ПМЖ в другую страну и бумагу, подтверждающую легальность нахождения в этой стране. Все копии документов должны быть удостоверены у нотариуса.

В какую инстанцию нести

После того как документы подготовлены, заявление составлено, весь комплект передается в ГУВМ МВД. Это можно сделать двумя способами: посетить непосредственно миграционное ведомство или МФЦ («Мои документы»). Если отказ от гражданства РФ подается за рубежом, все документы надо принести лично в российское консульство или дипломатическое представительство. Факт сдачи ходатайства об отказе от гражданства РФ подтверждается справкой, выданной уполномоченным органом.

Сроки ожидания решения

После того, как пакет бумаг о выходе из гражданского статуса РФ сдан, заявителю остается ждать результата рассмотрения. Этот период длительный и сложный, что связано с необходимостью проверки сведений, внесенных в отказное заявление путем отправления запросов в различные инстанции. При выходе из гражданства РФ по общей схеме это займет около одного года. Для постоянно живущих за границей россиян этот период длится не более 6 месяцев.

Многие граждане РФ, ранее прошедшие этот путь и лишенные гражданства, задаются вопросом, как восстановить российское гражданство. Процедура восстановления не особенно отличается от процедуры вступления в гражданство РФ. Единственное отличие касается сроков непрерывного пребывания в стране до момента получения нового статуса: прожить в России безвыездно требуется не 5, а 3 года.

Причины для отказа в прекращении гражданства РФ

Нередко в результате изучения поданных материалов и полученных ответов на запросы выявляется, что прекращение российского гражданства невозможно. Отказать в прекращении государственной принадлежности к РФ уполномоченный орган может в таких случаях:

  • к отказу от гражданства РФ прикреплены недействительные документы;
  • выявлена задолженность перед налоговым органом;
  • у заявителя имеются долги перед службой судебных приставов;
  • при наличии неоплаченных финансовых обязательства, наложенных судебным органом;
  • лицо, желающее выйти из гражданства РФ, имеет непогашенную судимость;
  • заявитель или несовершеннолетний ребенок, указанный в прошении, имеет ограничение на пересечение границы РФ.

В перечисленных ситуациях на заявителя будет наложен запрет на лишение гражданства Российской Федерации. После того как причина, ставшая основанием для отказа в лишении гражданства РФ будет устранена, можно будет повторно обратиться с аналогичным заявлением.

Читайте так же:  Как получить гражданство россии гражданину азербайджана

Уполномоченные органы обладают правом лишить гражданина РФ его государственной принадлежности за проявления экстремизма, действия или попытки совершения преступлений террористической направленности. Если гражданин был лишен гражданства РФ, что делать? Каждое решение может быть обжаловано в судебной инстанции. Главное – соблюсти сроки, отведенные для этого.

Статья 89 Конституции РФ

Президент Российской Федерации:

а) решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища;

б) награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания;

в) осуществляет помилование.

Комментарий к Статье 89 Конституции РФ

Комментируемая статья закрепляет традиционные для главы государства, независимо от формы правления, полномочия. Для указанных полномочий характерны два общих признака: 1) Президент осуществляет их от имени Российской Федерации и сам является ее олицетворением; 2) они реализуются в отношениях с участием граждан и иных физических лиц.

А. Согласно п. «а» комментируемой статьи глава государства решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища. Конституция устанавливает только принципиальные основы института гражданства; их конкретизация, включая полномочия Президента, в данной сфере установлена Федеральным законом от 31.05.2002 N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (в ред. от 04.12.2007). В частности, в соответствии с указанным Законом Президент принимает решения, если соответствующие акции осуществляются в общем (а не упрощенном) порядке по вопросам: а) приема в российское гражданство; б) восстановления в гражданстве РФ некоторых категорий лиц; в) выхода из гражданства; г) отмены решения по вопросам гражданства (см. комментарий к ст. 6).

Комиссия по вопросам гражданства при Президенте имеет сугубо совещательные полномочия. Комиссия готовит для Президента предложения по вопросам гражданства; контролирует исполнение решений по этим вопросам; рассматривает ходатайства о приобретении и прекращении гражданства и другие ходатайства по вопросам гражданства; рассматривает предложения о разработке законопроектов и иных нормативных актов в данной сфере.

Указом Президента РФ от 21.07.1997 N 746 (в ред. от 27.07.2007) утверждено Положение о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища, которым в соответствии со ст. 63 Конституции конкретизируются условия и порядок предоставления политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства. В Положении подробно определены основания, по которым лицу может быть предоставлено убежище, основания, по которым политическое убежище не предоставляется, в каких случаях утрачивается право на убежище, а также основание лишения права на политическое убежище, определяется порядок решения вопросов о предоставлении убежища. Предоставление убежища, как и его лишение, производится указом Президента. Лицу, которому предоставляется политическое убежище, а также членам его семьи выдается свидетельство установленного образца, а затем оформляется вид на жительство.

Б. Согласно п. «б» комментируемой статьи к полномочиям Президента отнесены награждение государственными наградами, присвоение почетных званий Российской Федерации, высших воинских и высших специальных званий.

Согласно п. «с» ст. 71 Конституции государственные награды и почетные звания отнесены к предметам ведения Российской Федерации, по которым принимаются федеральные законы (ч. 1 ст. 76). В связи с высказанным тезисом существенное значение имеет сформулированная Конституционным Судом РФ в Постановлении от 09.01.1998 N 1-П «По делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации»*(981) правовая позиция. В частности, по мнению одного из заявителей (Правительство Республики Карелия), из ч. 2 ст. 76 Конституции, согласно которой по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации, следует, что по предметам совместного ведения не могут издаваться никакие иные федеральные нормативные правовые акты, кроме законов, поэтому ряд статей Кодекса, прямо предусматривающие либо предполагающие издание именно иных федеративных нормативных актов, не соответствуют Конституции.

Суд подчеркнул: что касается подзаконных нормативных актов, то о них ничего не сказано не только в ч. 2, но и в ч. 1 ст. 76 Конституции, согласно которой по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ. Следуя аргументации заявителя, надо было бы предположить, что и по этим вопросам (которые согласно ст. 71 Конституции находятся в ведении Российской Федерации) не предусмотрено издание никаких других нормативных правовых актов, кроме законов, а значит вообще не может быть федеральных нормативных правовых актов подзаконного характера. Более того, надо было бы признать, что по предметам совместного ведения не может быть и индивидуальных правоприменительных актов, притом не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов РФ, поскольку издание таких актов, в том числе по предметам совместного ведения, в ст. 76 Конституции не предусмотрено.

Между тем, как следует из ст. 90, 115, п. «а» ч. 2 ст. 125 Конституции России, Президент и Правительство принимают собственные правовые акты, в том числе нормативного характера, по вопросам ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

Таким образом, действительный смысл положения ч. 2 ст. 76 Конституции не может быть понят в отрыве от других конституционных положений. Данная статья регулирует не вопрос о том, вправе ли федеральные органы государственной власти издавать нормативные акты подзаконного характера, а вопрос о том, как действует федеральный закон и как он соотносится с актами, принимаемыми субъектами Федерации: в каких случаях приоритет имеют федеральные законы (ч. 1, 2 и 5), а в каких, напротив, нормативные правовые акты субъектов РФ (ч. 4 и 6). Поэтому предусмотренная оспариваемыми статьями Лесного кодекса 1997 г. возможность издания не только законов, но и иных федеральных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводства лесов, сама по себе не является нарушением ч. 2 ст. 76 Конституции.

Таким образом, возможность издания нормативных актов подзаконного характера по вопросам ведения РФ (как и совместного ведения РФ и ее субъектов) Конституцией не исключается в принципе.

В условиях пробельности законодательства регулирование тех или иных отношений подзаконными нормативными правовыми актами, действующими до принятия соответствующего федерального закона, может быть единственным способом обеспечения прямого действия Конституции. Однако такое регулирование, вполне оправданное для 1994 г., едва ли может считаться отвечающим требованиям Конституции на современном этапе конституционно-правового развития, а изложенная позиция Конституционного Суда РФ быть распространена на интерпретацию п. «б» ст. 89.

Читайте так же:  Как быстро получить гражданство рф

Иными словами, указанные в п. «с» ст. 79 и ч. 1 ст. 76 Конституции положения в их системном единстве с п. «б» комментируемой статьи — Президент «награждает государственными наградами Российской Федерации» — означают, что учреждение государственных наград, как и почетных званий, являющихся разновидностью государственных наград, — полномочие федерального законодателя, а не Президента. Между тем учреждение государственных наград РФ осуществлено Положением о государственных наградах Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 02.03.1994 N 442 (в ред. от 12.08.2008). Если в 1994 г. «указное» регулирование данной сферы отношений было вполне оправдано относительной неразвитостью правовой системы и пробельностью законодательства, то его сохранение в настоящее время едва ли возможно считать отвечающим требованиям Конституции.

В преамбуле указанного Положения государственные награды России являются высшей формой поощрения граждан за выдающиеся заслуги в защите Отечества, государственном строительстве, экономике, науке, культуре, искусстве, воспитании, просвещении, охране здоровья, жизни и прав граждан, благотворительной деятельности и за иные выдающиеся заслуги перед государством.

Положением устанавливается, что к числу государственных наград относятся, помимо орденов, медалей, знаков отличия РФ, также звание Героя Российской Федерации и почетные звания (их более 60). Президент издает указы об учреждении государственных наград (в том числе утверждает статуты орденов, положения о медалях, знаках отличия и их описания), принимает указы о награждении, вручает государственные награды. По поручению Президента и от его имени государственные награды могут вручаться должностными лицами, названными в Положении.

Лица, удостоенные государственных наград, пользуются льготами и преимуществами в порядке и случаях, установленных законодательством.

[3]

Государственных наград могут быть удостоены граждане РФ, иностранные граждане, а также лица без гражданства.

Установлена преемственность в регулировании отношений, связанных с государственными наградами СССР. На граждан РФ, удостоенных государственных наград СССР, распространяются правила, предусмотренные приведенным Положением и законодательством России. Сохраняется порядок ношения орденов, медалей СССР, лент орденов и медалей на планках и других знаков отличия.

Президент образует Комиссию по государственным наградам для проведения общественной оценки материалов о награждении и обеспечения объективного подхода к поощрению граждан, работающую на общественных началах, а также соответствующее подразделение в составе Администрации по государственным наградам для обеспечения реализации конституционных полномочий главы государства и проведения единой политики в области государственных наград.

Представляется, хотя это в Конституции специально не оговорено, что главе государства принадлежит право давать согласие на награждение граждан РФ орденами и медалями других стран, а также на присвоение им почетных званий, что можно было бы предусмотреть в специальном законе о государственных наградах и почетных званиях Российской Федерации.

[2]

Высшие воинские звания — маршалов, генералов и адмиралов, установленные Законом о воинской обязанности (ст. 46), а также высшие специальные звания сотрудников органов внутренних дел, таможенных органов, дипломатические ранги, равно как квалификационные классы, классные чины действительного государственного советника юстиции, государственного советника юстиции и т.п., установленные различными правовыми актами (например, согласно ч. 6 ст. 41 Закона о прокуратуре «порядок присвоения классных чинов определяется Положением о классных чинах прокурорских работников, утверждаемым Президентом Российской Федерации», хотя адекватность такого делегирования соответствующего полномочия главе государства требованиям Конституции вызывает сомнения), присваиваются указами Президента. Все материалы, связанные с присвоением званий, рассматриваются Управлением кадров Администрации Президента РФ, которое готовит и представляет Президенту проекты указов о присвоении соответствующего звания.

В. Согласно п. «в» комментируемой статьи Президенту предоставлено право осуществлять помилование. Уголовный кодекс в соответствии с п. «о» ст. 71 Конституции конкретизировал институт помилования, — в частности, согласно его ст. 85 помилование осуществляется в отношении индивидуально определенного лица, осужденного за преступление. Актом помилования можно также снять судимость.

Таким образом, речь идет о полной или частичной отмене примененных в отношении осужденного санкций, их изменении или отказе от дальнейшего исполнения. Это означает, что глава государства может воспользоваться своим полномочием только после вступления приговора суда, которым лицо признано виновным, в силу.

При этом в силу единства правовой системы России, в том числе в сфере уголовно-правового регулирования, данное полномочие потенциально распространяется на всех лиц, осужденных за совершение преступлений, независимо от их вида и инстанционной подсудности.

Видео (кликните для воспроизведения).

Помилование осуществляется от имени Российской Федерации. В связи с этим Конституция не предусматривает право Президента делегировать свои полномочия по осуществлению помилования другим органам или должностным лицам. Однако участие в этом процессе других органов, поскольку они управомочены Президентом как носителем соответствующего конституционного полномочия, не исключается при условии, что решение о помиловании принимается самим Президентом. В частности, в 2001 г. глава государства упразднил Комиссию по вопросам помилования при Президенте и изменил порядок подготовки решений о помиловании. В составе Администрации Президента сохранилось Управление по вопросам помилования, а в субъектах Федерации созданы Комиссии по вопросам помилования, действующие на основании Положения о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации. Глава государства, однако, не связан позициями названных органов.

Источники


  1. Ивакина, Н.Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов); М.: Юристъ, 2012. — 384 c.

  2. Василенко, А. И. Теория государства и права / А.И. Василенко, М.В. Максимов, Н.М. Чистяков. — М.: Книжный мир, 2007. — 384 c.

  3. Венгеров, А. Б. Теория государства и права / А.Б. Венгеров. — М.: Омега-Л, 2012. — 608 c.
  4. Делия, В. П. История и методология науки производства / В.П. Делия, Л.Д. Гагут, Ю.А. Гнидина. — М.: Де-По, 2013. — 304 c.
  5. Подхолзин, Б.А. Договоры, обязательства, сделки. Юридический комментарий. Судебная практика. Образцы договоров / Б.А. Подхолзин. — М.: Ось-89, 2014. — 350 c.
Лишение гражданства рф по конституции рф
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here