Принципы гражданства в рф

Полная информация по теме: "Принципы гражданства в рф". Мы собрали и систематизировали всю информацию из сети и предоставили ее в удобном виде. В случае возникновения вопросов задавайте их нашему дежурному специалисту.

Гражданство РФ: понятие и общие принципы

Гражданство РФ – это устойчивая правовая связь лица с РФ, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей (ст. 3 ФЗ от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»).

Содержанием гражданства РФ является совокупность взаимных прав и обязанностей РФ и гражданина РФ.

Юридические признаки гражданства РФ: 1) правовой характер связи гражданина и РФ (такой характер связи гражданина и РФ заключается в том, что все отношения между ними должны быть юридически оформлены, а не просто фактически признаны); 2) устойчивость этой связи (данный признак заключается в постоянном характере взаимных прав и обязанностей гражданина и РФ, т. е. гражданство РФ сохраняется за лицом независимо ни от каких обстоятельств с момента приобретения гражданства и до его прекращения).

Основным документом, удостоверяющим наличие у лица гражданства РФ, является паспорт гражданина РФ или иной основной документ, содержащий указание на гражданство лица.

В целях подтверждения лицом своей принадлежности к гражданам РФ при выезде за границу он должен получить заграничный паспорт гражданина РФ, визовые документы, а при прохождении воинской обязанности – военный билет и т. д.

РФ гарантируют защиту прав своих граждан, даже если они находятся и постоянно проживают за рубежом.

Гражданство РФ устанавливается Конституцией РФ, а также ФЗ от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (с изменениями от 11 ноября 2003 г.) и другими законами при условии, что они не содержат положений, ограничивающих права и свободы граждан.

Гражданство РФ может возникнуть у лица по основаниям, предусмотренным федеральным законодательством, либо уже констатируется на основании факта наличия у него в прошлом гражданства СССР.

Принципы гражданства РФ – основополагающие начала, устанавливающие основы правового статуса граждан РФ, а также регулирующие вопросы порядка приобретения и прекращения гражданства РФ и иные вопросы.

Принципы гражданства РФ: 1) единство и рав-ность гражданства РФ независимо от оснований его приобретения; 2) недопустимость лишения гражданства РФ тех лиц, которые имеют гражданство на законных основаниях, но постоянно проживают за пределами РФ; 3) право каждого гражданина РФ на свободный выбор гражданства, никто не может быть лишен гражданства РФ или права изменить его; 4) недопустимость высылки гражданина РФ за пределы российского государства или передачи его иностранному государству; 5) государственное поощрение приобретения гражданства РФ лицами без гражданства, проживающими на территории РФ; 6) допустимость одновременного наличия у гражданина РФ гражданства иностранного государства в соответствии с федеральным законом или международным договором РФ; 7) недопустимость ограничения гражданских прав и свобод гражданина РФ при наличии у него двойного гражданства, а также невозможность освобождения этого лица от исполнения гражданских обязанностей, в том числе обязанности по защите Отечества; 8) принцип равенства прав и свобод граждан РФ, лиц без гражданства и иностранных граждан за исключением специальных прав, свобод и обязанностей, вытекающих из института гражданства РФ.

Тема 4. Основы правового положения граждан. Конституционный статус человека и гражданина РФ

3. Принципы российского гражданства

1. Право каждого на гражданство. Сущность этого принципа состоит в том, что каждый человек в Российской Федерации, независимо от каких бы то ни было условий, имеет право на гражданство, включая граждан иностранных государств и лиц без гражданства, которые могут приобрести гражданство Российской Федерации в установленном законом порядке.

2. Запрет на лишение гражданства и права его изменить. Данный принцип является новым в институте гражданства. Предшествующие законы о гражданстве предусматривали возможность такого лишения. Так, в соответствии с Законом о гражданстве СССР 1978 г. в исключительных случаях допускалась возможность лишения советского гражданства, если лицо совершило действия, порочащие высокое звание гражданина и наносящие ущерб престижу или государственной безопасности СССР.

3. Недопустимость выдачи гражданина РФ иностранному государству. Этот принцип сформулирован в ст. 61 Конституции РФ. В п.3 ст. 1 Закона о гражданстве он сформулирован иначе, чем в Конституции: гражданин РФ не может быть выдан другому государству иначе, как на основании закона или международного договора. Данное положение вытекает из общеправового принципа ответственности гражданина перед своим государством. В силу этого гражданин РФ, совершив правонарушение за границей, подлежит ответственности по законам Российской Федерации.

4. Недопустимость высылки гражданина России за ее пределы. Конституция закрепила этот принцип в ст. 61. Предшествующее законодательство и ранее не устанавливало возможности высылки, хотя в истории нашего государства такие случаи были. Данный принцип глубоко гуманен и означает, что ни при каких условиях человек не может быть лишен Родины.

5. Равенство гражданства как принцип закреплен в ст. 6 Конституции РФ и включен в содержание основ конституционного строя. Он означает равенство всех граждан в правах, свободах и обязанностях, независимо от оснований приобретения гражданства.

6. Единство гражданства. Этот принцип обусловлен федеративным характером национально-государственного устройства России, в которой наряду с общефедеральным гражданством существует гражданство республик как субъектов федерации. Принцип также закреплен в ст. 6 Конституции РФ и означает, что каждый гражданин республики в составе Российской Федерации одновременно является гражданином России.

7. Допущение двойного гражданства. Ранее действовавшее законодательство СССР и РСФСР запрещали возможность двойного гражданства. Статья 62 Конституции РФ 1993 г. внесла серьезные коррективы, установив, что “гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации”.

8. Сохранение гражданства РФ лицами, проживающими за границей. Статья 4 Закона устанавливает, что проживание гражданина Российской Федерации за пределами государства не прекращает его гражданства.

9. Защита государством граждан РФ за границей. Данный принцип устанавливает, что государственные органы РФ, дипломатические представительства и консульские учреждения, их должностные лица обязаны содействовать тому, чтобы гражданам РФ была обеспечена возможность в полном объеме пользоваться всеми правами, установленными законодательством государства их пребывания, международными договорами РФ, международными обычаями, защищать их права и охраняемые законом интересы, а при необходимости принимать меры для восстановления нарушенных прав граждан России.

10. Сохранение гражданства при заключении и расторжении брака. Статья Закона о гражданстве устанавливает, что заключение или расторжение брака гражданином РФ с лицом, не принадлежащим к гражданству РФ, не влечет за собой изменение гражданства. Изменение гражданства одним из супругов не влечет за собой изменение гражданства другого супруга. Расторжение брака не влечет за собой изменение гражданства родившихся в этом браке или усыновленных детей.

11. Сокращение безгражданства. На территории Российской Федерации проживает категория лиц, именуемых лицами без гражданства. Основываясь на гуманизме и общей направленности международно-правовых актов в этой области, в частности, Конвенции о сокращении безгражданства 1961 г., ст. 7 Закона о гражданстве РФ устанавливает, что Российская Федерация поощряет приобретение гражданства РФ лицами без гражданства и не препятствует приобретению ими иного гражданства.

Читайте так же:  Как сделать визу в англию

Кроме этих принципов в первой главе Закона о гражданстве нашли свое закрепление и другие положения, имеющие общеправовой характер и назначение. В частности, статья Закона вводит институт почетного гражданства. Согласно этой статьи лицам, не являющимся гражданами РФ, имеющим выдающиеся заслуги перед РФ или мировым сообществом, может быть с их согласия предоставлено почетное гражданство РФ.

КП / БИлеты 2013 / 13_Понятие и принципы гражданства РФ

Выше отмечалось, что важной составной частью института, закрепляющего основы правового статуса личности, является совокупность правовых норм, регулирующих отношения, связанные с гражданством.

Гражданство — это устойчивая правовая связь лица с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.

— Гражданство — правовое, а не просто фактическое состояние.

— Отношения гражданства не зависят напрямую от факта проживания человека в стране.

— Гражданином государства лицо является не в силу проживания на его территории, а вследствие существующих между лицом и государством особых связей, составляющих содержание гражданства.

— Государство в законе устанавливает основания, по которым то или иное лицо признается его гражданином, основания приобретения и прекращения гражданства, порядок решения этих вопросов.

— Гражданство каждого человека юридически оформляется документами, подтверждающими это гражданство. Ими являются паспорт гражданина Российской Федерации или иной документ, содержащий указание на гражданство лица.

1. Паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации.

2. Паспорт обязаны иметь все граждане Российской Федерации (далее именуются — граждане), достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории Российской Федерации.

3. Бланки паспорта изготавливаются по единому для всей Российской Федерации образцу и оформляются на русском языке.

К бланкам паспорта, предназначенным для оформления в республиках, находящихся в составе Российской Федерации, могут изготавливаться вкладыши, имеющие изображение государственного герба республики и предусматривающие внесение на государственном языке (языках) этой республики сведений о личности гражданина. Форма вкладыша устанавливается органами исполнительной власти указанных республик и Федеральной миграционной службой по согласованию с Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации.

3. Образцы печатей, штампов, бланков и личных фотографий, необходимые для оформления паспорта, а также дополнительные защитные средства устанавливаются Федеральной миграционной службой.

5. В паспорте производятся отметки:

— о регистрации гражданина по месту жительства и снятии его с регистрационного учета — соответствующими органами регистрационного учета;

— об отношении к воинской обязанности граждан, достигших 18-летнего возраста, — соответствующими военными комиссариатами и территориальными органами Федеральной миграционной службы;

— о регистрации и расторжении брака — соответствующими органами, осуществляющими государственную регистрацию актов гражданского состояния на территории Российской Федерации, и территориальными органами Федеральной миграционной службы;

— о детях (гражданах Российской Федерации, не достигших 14-летнего возраста) — территориальными органами Федеральной миграционной службы;

— о ранее выданных основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, — территориальными органами Федеральной миграционной службы;

[2]

— о выдаче основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации, — территориальными органами Федеральной миграционной службы или другими уполномоченными органами.

Срок действия паспорта гражданина:

от 14 лет — до достижения 20-летнего возраста;

от 20 лет — до достижения 45-летнего возраста;

от 45 лет — бессрочно.

По достижении гражданином (за исключением военнослужащих, проходящих службу по призыву) 20-летнего и 45-летнего возраста паспорт подлежит замене.

Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, паспорта выдаются или заменяются по окончании установленного срока военной службы по призыву.

Принципы гражданства Российской Федерации

1. Гражданство Российской Федерации является единым.

2. Гражданство Российской Федерации является равным независимо от оснований приобретения.

3. Гражданство Российской Федерации имеет открытый и свободный характер. Каждый имеет право на гражданство. Конституция и Закон закрепляют право гражданина изменить гражданство. Этого права никто не может быть лишен. Присущая гражданству устойчивость связей лица и государства не означает насильственного, принудительного удержания человека в гражданстве. Это ущемляло бы его свободу.

4. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

5. Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство). Такая возможность предоставляется в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации (ст. 62 Конституции РФ).

Граждане РФ, имеющие также иное гражданство, не могут на этом основании быть ограничены в правах, уклоняться от выполнения обязанностей или освобождаться от ответственности, вытекающих из гражданства Российской Федерации. Прохождение ими военной или альтернативной службы регулируется международными договорами РФ и федеральными законами.

6. Российское законодательство исходит из принципа сохранения гражданства Российской Федерации лицами, проживающими за ее пределами. Такого рода принцип вытекает из естественного права человека избирать место своего жительства, свободно выезжать за пределы Российской Федерации и беспрепятственно возвращаться, что закреплено в ст. 27 Конституции. Отрицание этой свободы в прошлом являлось грубым ущемлением прав и свобод человека.

7. Гражданство Российской Федерации основано на отрицании автоматического его изменения при заключении или расторжении брака гражданином Российской Федерации с лицом, не принадлежащим к ее гражданству, а также при изменении гражданства другим супругом.

8. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.

newinspire

Принципы гражданства РФ

Ключевые слова: принципы, гражданства, России, РФ

Перечень основных принципов гражданства РФ определен в ст. 4 ФЗ «О гражданстве РФ». В п.1 ст.4 ФЗ указано, что принципы гражданства РФ и правила, регулирующие вопросы гражданства РФ, не могут содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Конституция РФ и ФЗ «О гражданстве» устанавливают, прежде всего, те общие основы, которые определяют сущностные черты отношений гражданства. Среди них надо выделить следующие.

1. Гражданство РФ является единым. В силу федеративного устройства России этот принцип — один из важнейших и закрепляется в Конституции (ст. 6).

Единое гражданство в федеративном государстве — необходимое условие его суверенного статуса, сохранения целостности.

2. Гражданство РФ является равным независимо от оснований приобретения. Законодательство не устанавливает никаких особенностей в правовом статусе лиц, ставших гражданами РФ по различным основаниям: по рождению, в связи с принятием в гражданство, восстановлением в гражданстве, усыновлением и др. Не имеет правового значения и время приобретения гражданства.

3. Гражданство РФ имеет открытый и свободный характер. Во-первых, это выражается в том, что, согласно Закону, в РФ каждый человек имеет право на гражданство; в наличии такой формы приобретения гражданства, как прием, осуществляемый к тому же на доступных для человека основаниях. В соответствии с международными документами о правах человека, призывающими государства стремиться к сокращению числа лиц без гражданства, РФ проводит в этом отношении активную политику, поощряя приобретение гражданства РФ проживающими на ее территории лицами без гражданства и не препятствуя приобретению ими иного гражданства.

Читайте так же:  Азербайджан нужна ли виза гражданину рф

В Законе установлено, что ребенок, родившийся на территории России от лиц без гражданства, является ее гражданином.

Во-вторых, свободный характер гражданства РФ выражается в том, что Конституция и Закон закрепляют право гражданина изменить гражданство. Этого права никто не может быть лишен. Присущая гражданству устойчивость связей лица и государства не означает насильственного, принудительного удержания человека в гражданстве. Это ущемляло бы его свободу.

4. Гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства.

Предшествующее советское законодательство, вплоть до Закона о гражданстве СССР 1990 г., закрепляло лишение гражданства как форму его утраты. Лишение гражданства — это расторжение гражданских связей по инициативе государства, в одностороннем порядке, не предусматривающее в качестве условия согласие гражданина.

Лишение гражданства широко использовалось советским государством на протяжении всей истории его развития, являлось средством борьбы с инакомыслием, формой репрессий, непризнания за советскими гражданами права проживать за границей. Характерно, что законодательные акты о гражданстве до Закона СССР 1978 г. не содержали никаких указаний на основания, по которым могло применяться лишение гражданства, оставляя полный простор в решении этих вопросов компетентным органам.

Закон о гражданстве СССР 1978 г. впервые установил такие основания. К ним относились «действия, порочащие высокое звание гражданина СССР и наносящие ущерб престижу или государственной безопасности СССР».

Закон о гражданстве СССР 1990 г., закрепляя положение о лишении гражданства, ограничил возможности его применения — только к тому гражданину, который проживает за границей, устранил такое расплывчатое основание, как «действия, порочащие высокое звание гражданина», и решил не регулируемый ранее вопрос о том, кто вносит представление о лишении гражданства.

Практика лишения гражданства в первые годы существования советского государства имела свою специфику. Лишение гражданства распространялось не на конкретных лиц, а на целые категории граждан. Гражданства лишались подданные бывшей Российской империи, покинувшие пределы государства без разрешения компетентных государственных органов, так называемые невозвращенцы, и др. Когда окончательно опустился «железный занавес», подобного рода основания для массового лишения гражданства утратили значение. Стал применяться в основном индивидуальный подход к решению вопросов о лишении гражданства. Оно касалось по преимуществу так называемых диссидентов. Однако в период «оттепели», когда «железный занавес» немного приоткрылся и советские граждане получили право выезжать на постоянное место жительства за границу, лишение гражданства в массовом порядке было реанимировано, хотя и под видом «выхода» из гражданства.

Президиум Верховного Совета СССР в 1967 году принял Указ «О выходе из гражданства лиц, переселяющихся из СССР в Израиль». Они считались выбывшими из гражданства с момента их выезда из СССР. Указ носил закрытый характер, не был опубликован, на него нельзя было ссылаться. Покровы секретности с этого Указа были сняты только в начале перестройки по заключению Комитета конституционного надзора СССР, на основе которого упомянутый Указ был официально опубликован через 24 года после его принятия.

Запрет в Конституции РФ и в ФЗ о гражданстве лишать человека гражданства вытекает из права человека на гражданство, двустороннего характера связи между человеком и государством, что предполагает расторжение этой связи как той, так и другой стороной только по взаимному согласию.

5. Гражданин РФ может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство). Такая возможность предоставляется в соответствии с федеральным законом или международным договором РФ (ст. 62 Конституции РФ).

Ранее такое право в Советском государстве отвергалось. Двойное гражданство по закону не может возникнуть автоматически, хотя основания возникновения у гражданина РФ иностранного гражданства в жизни бывают нередко: рождение на территории государства, признающего родившихся своими гражданами, автоматическое распространение гражданства мужа на его жену и т.д. Подобного рода двойного гражданства российское законодательство не признает. В Законе указывается, что гражданин РФ, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин РФ, за исключением случаев, предусмотренных международным договором РФ или федеральным законом. Приобретение гражданином РФ иного гражданства не влечет прекращения его российского гражданства.

Граждане РФ, имеющие также иное гражданство, не могут на этом основании быть ограничены в правах, уклоняться от выполнения обязанностей или освобождаться от ответственности, вытекающих из гражданства РФ. Прохождение ими военной или альтернативной службы регулируется международными договорами РФ и ФЗ.

Видео (кликните для воспроизведения).

6. Российское законодательство исходит из принципа сохранения гражданства РФ лицами, проживающими за ее пределами. Такого рода принцип вытекает из естественного права человека избирать место своего жительства, свободно выезжать за пределы РФ и беспрепятственно возвращаться, что закреплено в ст. 27 Конституции. Отрицание этой свободы в прошлом являлось грубым ущемлением прав и свобод человека.

7. Гражданство РФ основано на отрицании автоматического его изменения при заключении или расторжении брака гражданином РФ с лицом, не принадлежащим к ее гражданству, а также при изменении гражданства другим супругом. Этот принцип отражает сущность гражданства как индивидуальной, персональной связи лица с государством, недопустимость автоматического прекращения гражданства, без волеизъявления лица и соблюдения установленного порядка. Кроме того, подобная норма исходит из признания брака равноправным союзом, не допускающим, чтобы жена (муж) безусловно следовала гражданству мужа (жены). В равной мере брак, заключенный гражданином РФ с иностранным гражданином, не предоставляет последнему российского гражданства без надлежащей процедуры.

В ст.8 ФЗ указывается, что заключение или расторжение брака между гражданином РФ и лицом, не имеющим гражданства РФ, не влечет за собой изменение гражданства указанных лиц. Изменение гражданства одним из супругов не влечет за собой изменение гражданства другого супруга. Расторжение брака не влечет за собой изменение гражданства родившихся в этом браке или усыновленных (удочеренных) супругами детей.

8. РФ гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами. Этот принцип закреплен в Конституции РФ (ст. 61) и в ФЗ о гражданстве.

Органы государственной власти РФ, дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, находящиеся за пределами РФ, должностные лица указанных представительств и учреждений обязаны содействовать тому, чтобы гражданам РФ была обеспечена возможность пользоваться в полном объеме всеми правами, установленными Конституцией РФ, ФКЗ, ФЗ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, законами и правилами государств проживания или пребывания граждан РФ, а также возможность защищать их права и охраняемые законом интересы.

Конституция устанавливает, что гражданин РФ не может быть выслан за ее пределы или выдан другому государству. За преступления, совершенные российским гражданином за границей, он подлежит уголовной ответственности по законам своей страны. В этом принципе выражаются ответственность гражданина перед своим государством, необходимость обеспечения принятых в государстве гарантий защиты его прав и интересов в уголовном процессе.

Читайте так же:  Иммиграция в исландию из россии

9. Наличие у лица гражданства РФ либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов РФ, РСФСР или СССР, международных договоров РФ, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства. . читать далее .

Понятие и основные принципы российского гражданства

В юридической науке понятие гражданство имеет различные значения.

1) гражданство как субъективное право гражданина принадлежать к определенному государству;

2) гражданство как правоотношение, содержание которого составляют взаимные права и обязанности государства и гражданина;

3) гражданство как правовой институт, нормы которого закрепляют отношения гражданства.

В Законе от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации» дано следующее понятие гражданства:

Гражданство Российской Федерации — устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

Статья 6 Конституции РФ и ст. 4 Закона о гражданстве закрепляют общепризнанные принципы гражданства.

1. Гражданство РФ является единым независимо от оснований его приобретения. Данный принцип означает, что независимо от того, имеет ли гражданин гражданство республики в составе РФ, он обладает теми же правами и свободами и несет те же обязанности, закрепленные Конституцией РФ и федеральными законами, что и граждане РФ.

2. Гражданство РФ является равным независимо от оснований его приобретения. Т.е. законодательство Российской Федерации не устанавливает никаких отличий и особенностей в правовом положении лиц, ставших гражданами России по различным основаниям.

3. Принцип сохранения российского гражданства гражданами РФ, проживающими за рубежом. Т.е. проживание гражданина РФ за пределами России не прекращает его гражданства Российской Федерации.

4. Гражданин РФ не может быть лишен гражданства Российской Федерации или права изменить его.

5. Гражданин РФ не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выданиностранному государству, если это не предусмотрено м/н договором.

6. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами. Т.е. государственные органы РФ, дипломатические представительства и консульские учреждения, находящиеся за пределами РФ, обязаны содействовать тому, чтобы гражданам РФ была обеспечена возможность в полном объеме пользоваться всеми правами, установленными Конституцией РФ и ФЗ и защищать их.

7. Заключение или расторжение брака между гражданином РФ и лицом, не имеющим российского гражданства, не влечет за собой изменение гражданства указанных лиц.

8. Россия поощряет приобретение гражданства РФ лицами без гражданства, проживающими на территории РФ.

9. Принцип двойного гражданства.

Статья 62 Конституции РФ закрепила возможность двойного гражданства для гражданина России: гражданин РФ может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Смысл двойного гражданства — в снятии с гражданина двойных обязанностей, что может быть установлено только договором между государствами. В законодательстве большинства государств этот принцип не признается, поскольку это связь не только правовая, но и политическая, и обладание им дает человеку возможность реализовать все закрепленные законом политические права.

Вместе с тем в Законе пояснено, что российский гражданин, имеющий и иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин России.

В Законе о гражданстве устанавливаются перечень и полномочия государственных органов, ведающих вопросами гражданства. К ним относятся:

1) Президент России;

2) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальные органы;

3) федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, и дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации.

Президент традиционно решает вопросы: приема в гражданство; восстановления в гражданстве; выхода из гражданства; отмены решений по вопросам гражданства. Также Президент обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие полномочных органов, ведающих делами о гражданстве.

ФМС России и его территориальные органы осуществляют следующие полномочия: определяют наличие гражданства у лиц, проживающих на территории России, и принимают от них заявления по вопросам гражданства; проверяют факты и документы, представленные для обоснования заявлений; направляют Президенту заключения на данные заявления, документы и материалы; исполняют принятые Президентом решения по вопросам гражданства; оформляют гражданство.

Министерство иностранных дел РФ, дипломатические представительства (консульские учреждения) осуществляют аналогичные функции, но в отношении лиц, проживающих за пределами России.

Срок рассмотрения поданных заявлений компетентными органами равен одному году.

В судебном порядке можно обжаловать отклонение заявления по вопросам гражданства. А отказ в рассмотрении заявления и иные нарушающие порядок производства по делам о гражданстве и порядок исполнения решения по вопросам гражданства действия должностных лиц могут быть обжалованы вышестоящему должностному лицу либо в суд.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 9624 —

| 7582 — или читать все.

Основные принципы получения гражданства РФ

Каждая страна имеет свои нюансы в сфере законодательства, что особенно касается приобретения гражданства. В Российской Федерации стать полноправным гражданином общества можно по рождению, в результате приёма или восстановления в гражданстве. Сама процедура основывается на принципах получения гражданства. Эти основные идеи закреплены в международном праве.

Описание общих принципов

На основе этих правовых принципов и базируется сам механизм принятия гражданства. К их числу можно отнести следующие идеи:

  • Принцип гражданства. Полноправный член общества может самостоятельно распоряжаться своими гражданскими правами, то есть государство не может ограничивать его гражданские права, а также запретить принять подданство другой страны. Однако, при условии того, что все действия гражданина не выходят за рамки установленного закона.
  • Единый принцип. Это идея предусматривает то, что человек, который постоянно проживает на территории одной страны, является её полноправным членом государства и может претендовать на получение статуса гражданина.
  • Принцип равности. Все россияне являются равными между собой, то есть их статус закреплён в конституционно-правовой системе.
  • Принцип постоянства. Даже если человек выезжает в другую страну, его подданство сохраняется. В случае заключения брака с подданным другой страны супруг может не менять своё гражданство.
  • Принцип государственного покровительства. Он заключается в том, что государство должно защищать интересы своих граждан внутри и за пределами страны.

На основе принципов приобретения гражданства можно выделить несколько способов. Стать полноправным членом общества, то есть получить все гражданские права и свободы, которые закреплены в конституции, можно по рождению, а также по общей и упрощённой схеме, если человек является иностранцем.

Получение гражданства по рождению

Этот процесс является филиацией, то есть гражданская связь устанавливается непосредственно в момент рождения. Следовательно, дата приобретения статуса гражданина Российской Федерации — это дата рождения. Если оба родителя являются россиянами, то ребёнок автоматически становится гражданином РФ. Этот алгоритм действует вне зависимости от того, где ребёнок был рождён.

В том случае, если один родитель россиянин, а другой нет, или его место нахождение не установлено, то тогда статус гражданина РФ устанавливается по кровному принципу. Следовательно, новорождённый ребёнок тоже будет считаться россиянином.

Характеристика общего порядка

Приём в гражданство Российской Федерации или же натурализация и укоренение происходит в общем порядке, который строго регламентируется законом. Однако следует понимать, что получить гражданские права может не любой желающий, для этого должны быть соблюдены все нормы и предписания. Главное, чтобы человеку раньше не было отказано в получении гражданских прав.

Для получения статуса гражданина РФ человек должен:

[1]

  • проживать и работать на законных основаниях;
  • иметь зарегистрированную недвижимость;
  • принимать участие в общественной и политической жизни страны в дозволенных формах.
Читайте так же:  Финляндия эмиграция из россии

Немаловажным условием является ценз оседлости. Срок проживания человека в стране можно считать непрерывным, если он не покидал её на больше, чем 3 месяца за последние полгода. Чаще всего устанавливается ценз оседлости в 5 лет, однако он может быть сокращён до 1 года. Для этого должны присутствовать следующие основания:

  • присвоение статуса беженца;
  • предоставление политического убежища на территории РФ;
  • наличие больших достижений в области культуры, техники или же обладание профессией, которая приносит пользу государству.

Заявление на получение гражданства подаётся в письменном виде, и пишется на имя Президента. Подать его можно в миграционную службу по месту проживания или же непосредственно в дипломатическое представительство или консульское учреждение, если человек находится вне страны.

Заявка рассматривается в общем порядке на протяжении года с момента подачи всех документов. О приобретении гражданских прав Российской Федерации свидетельствует указ Президента.

Особенности упрощённого порядка

Упрощённая схема предполагает получение гражданских прав без соблюдения ценза оседлости и многих других критериев. Упрощённым порядком может воспользоваться могут лица, у которых:

  • хоть один родитель является россиянином;
  • было гражданство СССР;
  • есть высшее образование, полученное в образовательном учреждении на территории РФ после 1.07.2002 г.

Приём документов проводит миграционная служба или дипломатическое представительство. Заявления рассматриваются в течение полугода. При этом требования к цензу оседлости, присутствию источника дохода и владению русским языком отсутствуют. Приём в гражданство детей от 14 до 18 лет может осуществляться только после письменного разрешения ребёнка.

Принципы получения гражданства в РФ являются основой всей конституционно-правовой системы. Именно при их помощи регулируются все спорные вопросы, которые касаются гражданских прав человека.

Вопрос 5.2. Принципы гражданства Российской Федерации

Принцип единого гражданства Российской Федерации.

[3]

Гражданство Российской Федерации в соответствии с ч. 1 ст. 6 Конституции РФ является единым и равным независимо от оснований его приобретения. Что касается принципа единого гражданства, то в Законе РСФСР от 28 ноября 1991 года «О гражданстве РСФСР» предусматривалось: «Граждане РФ, постоянно проживающие на территории республики в составе РФ, являются одновременно гражданами этой республики». Прекращение гражданства России влекло за собой прекращение гражданства республики. С момента принятия Конституции РФ 1993 года эта норма стала ей противоречить. Федеральный закон от 31 мая 2002 года «О гражданстве РФ» преодолел неопределенность в вопросе единства российского гражданства, поскольку сама возможность существования гражданства республик не признается.

В то же время в отдельных республиках до сих пор сохраняются противоречащие федеральной Конституции и Федеральному закону о гражданстве РФ 2002 г. нормы о республиканском гражданстве. Так, в Конституции республики Татарстан (в ред. от 14 марта 2005 г.) устанавливается: «1. Республика Татарстан имеет своё гражданство. 2. Гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий на территории Республики Татарстан, является гражданином Республики Татарстан. 3. Гражданин Республики Татарстан одновременно является гражданином Российской Федерации» (ст. 21); Президент Республики Татарстан «решает в соответствии с законом вопросы гражданства Республики Татарстан» (п. 14. ч. 1. ст. 94). Конституция Республики Тыва (в ред. от 28 декабря 2005 г.) предусматривает, что «граждане Российской Федерации, проживающие на территории Республики Тыва, одновременно являются гражданами Республики Тыва в соответствии с установленным в Российской Федерации единым гражданством…» (ст. 4).

Заметим, что отказ федерального законодателя от сохранения республиканского гражданства не противоречит Конституции. Это способствует более полному обеспечению равенства прав и свобод граждан и равноправия субъектов Федерации, упрочению государственной целостности Российской Федерации. В контексте Конституции принцип единого гражданства означает, что граждане Российской Федерации обладают единым, общим для всех, единственным гражданством и вытекающим из принадлежности к нему едиными федеральными гарантиями прав и свобод государственной защиты независимо от того, на территории какого субъекта Федерации они проживают, и от оснований приобретения российского гражданства. С этим принципом гражданства неразрывно связан другой – равного гражданства.

Принциправногогражданства

означает, во-первых, что граждане пользуются равными правами независимо от того, имеют ли они гражданство по рождению или приобрели его по другим основаниям; во-вторых, что граждане Российской Федерации не могут быть разделены на какие-либо группы или разряды, порождающие различные права или обязанности. Не имеет правового значения и время приобретения гражданства.

Принцип недопустимости лишения гражданства РФ или права изменить его.

В Российской Федерации закреплено право человека сохранять свое гражданство и тем самым свободно, без риска утратить гражданство РФ, реализовать свои права и свободы. Ч. 3 ст. 6 Конституции РФ содержит указание: «Гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства или права изменить его». Эта новая норма принципиально отличается от ранее существовавшей в бывшем союзном законе: лишение советского гражданства могло производиться в случае, если лицо совершило действие, «порочащее высокое звание гражданина СССР и наносящее существенный вред государственным интересам или государственной безопасности СССР». Под этим подразумевалось что угодно – было открыто поле для неограниченного произвола. И этот произвол творился. Например, Г. Вишневская и М. Ростропович – известнейшие российские артисты – были лишены гражданства по сугубо идеологическим мотивам.

Также гражданин РФ не может быть лишен права изменить гражданство. Присущий гражданству устойчивый характер связей лица и государства не означает насильственного, принудительного удержания человека в гражданстве. Это ущемляло бы его свободу. В то же время Закон о гражданстве указывает на основания, по которым может быть отказано в выходе из гражданства, и определяет случаи, когда выход из гражданства РФ не допускается. Предусмотренные законом ограничения права изменить гражданство соответствуют ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, которая такое ограничение допускает только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны.

Принцип недопустимости выдачи граждан РФ другому государству или высылки за пределы России.

Одной из гарантий свободного использования российским гражданином его прав и свобод является запрещение высылки за пределы Российской Федерации и выдачи другому государству(ч. 1 ст. 61 Конституции РФ). Запрещение высылки граждан РФ не относится к высылке иностранных граждан, которую международная практика и российское законодательство в установленных законом случаях допускают. Под выдачей (экстрадицией) понимается передача преступника государством, на территории которого он находится, другому государству с целью привлечения его там к уголовной ответственности или для приведения в исполнение вынесенного там приговора. Вопрос о выдаче российского гражданина возникает обычно в случае, когда такой гражданин, совершив преступление за границей, возвращается на родину. Российская Конституция никаких исключений по вопросу выдачи своих граждан не предусматривает. И международные договоры, заключенные Россией, выдачу другому государству российских граждан не предусматривают.

Читайте так же:  Эмиграция в уругвай из россии отзывы

Положение Конституции России, запрещающее выдачу российских граждан, направлено на защиту их прав, что, однако, не означает освобождения их от уголовной ответственности. За совершенные за границей преступления российские граждане будут отвечать в России по российским законам. Согласно договорам Российской Федерации о правовой помощи каждое из договаривающихся государств обязалось по требованию другого государства осуществлять в соответствии со своим законодательством уголовное преследование против своих граждан, подозреваемых в совершении преступления на территории запрашивающего государства. Компетентные органы России, следовательно, обязаны возбуждать уголовное преследование против российских граждан, подозреваемых в совершении преступления, например, в Венгрии, Греции, Польше, Румынии, Финляндии, Литовской республике, Латвийской республике, Республике Молдова, Республике Кыргызстан и др.

Принцип защиты и покровительства граждан РФ за границей.

На проблему соотечественников в России особо стали обращать внимание в конце 80-х годов ХХ века. Российская диаспора в различных странах мира формировалась в основном в течение XX века, когда вследствие сложных, порой трагических событий в истории России миллионы наших соотечественников были вынуждены покинуть родную землю. В 90-х годах численность российских соотечественников за рубежом резко возросла. В результате распада СССР и образования новых независимых государств миллионы соотечественников оказались отделенными от Российской Федерации государственными границами. Во многих странах они вынуждены жить и определять свою дальнейшую судьбу в сложной политической, экономической, социальной и психологической ситуации и нуждаются в помощи и поддержке как со стороны государств постоянного проживания, так и со стороны России.

Особое значение в связи с остро стоящей проблемой правового положения российских граждан, проживающих за границей, и в частности в го­сударствах – бывших республиках СССР, имеет ч. 2 ст. 61 Конституции РФ, содержащая положение о гарантировании Российским государством своим гражданам, находящимся за границей, защиты и покровительства. Нуждаются в защите и российские граждане, выезжающие за границу на время – в командировки, по контрактам, по частным делам и т. п.

Защита прав и охраняемых законом интересов находящихся вне пределов Российской Федерации ее граждан осуществляется, прежде всего, дипло­матическими представительствами и консульскими учреждениями в странах их пребывания. Государственные органы, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, их должностные лица обязаны: во-первых, содействовать тому, чтобы российским гражданам была обеспечена возможность в полном объеме пользоваться всеми правами, установленными законодательством государства их пребывания, международ­ными договорами РФ, международными обычаями; во-вторых, защищать их права и охраняемые законом интересы; в-третьих, при необходимости принимать меры для восстановления нарушенных прав российских граждан. Для обеспечения механизма реализации защиты и покровительства соотечественников, проживающих за границей, в Российской Федерации приняты следующие акты:

– Федеральный закон от 24 мая 1999 года «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом»1;

– Указ Президента РФ «Об основных направлениях государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников, проживающих за рубежом» от 11 августа 1994 года, № 16812;

– «Основные направления государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников, проживающих за рубежом», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 31 августа 1994 г., № 10643;

– Программа мер по поддержке соотечественников за рубежом, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 17 мая 1996 г., № 5904.

При Государственной Думе Федерального Собрания РФ образован Совет соотечественников5, который является постоянно действующим экспертно-консультативным органом, представляющим в Государственной Думе российских соотечественников, проживающих за пределами Российской Федерации.

Принцип признания за гражданином РФ двойного гражданства.

Наше законодательство впервые в 1991 году допустило двойное гражданство, что является для России новым институтом. Статья 3 Федерального закона о гражданстве РФ 2002 года определяет двойное гражданство как «наличие у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства».

Ч. 1 ст. 62 Конституции РФ определяет, что российский гражданин может одновременно иметь гражданство иностранного государства. Однако допускается это только в случаях:

– если такую возможность предусматривает федеральный закон;

– если это предусмотрено международным договором Российской Феде­рации.

Международный договор должен прямо предусматривать право граждан договаривающихся государств иметь одновременно гражданство обоих госу­дарств. Двойное гражданство – продукт взаимодействия двух государств. Оно возможно, если, во-первых, оба они в принципе допускают его уста­новление и если, во-вторых, договариваются о конкретном содержании прав бипатридов (лиц с двойным гражданством). Российская Федерация подписала Соглашение с Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства (Ашхабад, 23 декабря 1993 г.)1 и Договор с республикой Таджикистан об урегулирова­нии двойного гражданства (Москва, 7 сентября 1995 г.)2.

Согласно ч. 2 ст. 62 Конституции РФ факт двойного гражданства не умаляет прав и свобод гражданина России и не освобождает его от обязанностей, вытекающих из российского законодательства. Однако допускается, что федеральным законом или международным договором Российской Федерации может быть предусмотрено то или иное ограничение в правах или освобождение от обязанностей, вытекающих из факта двойного гражданства.

Двойное гражданство может создать для гражданина серьезные трудности. Так, его могут обязать нести воинскую службу в двух государствах, причем даже одновременно. Он может быть обязан платить налоги двум государствам и пр. Такая постановка вопроса вполне правомерна с точки зрения международного права. В Конвенции о некоторых вопросах, относящихся к коллизии законов о гражданстве 1930 г. установлено, что «лицо, обладающее одним или двумя гражданствами, может рассматриваться каждым государством, гражданином которого оно является, как его гражданин».

К принципам гражданства РФ также относятся:

– сохранение гражданства РФ при заключении и расторжении брака;

– сохранение гражданства за гражданами РФ, проживающими за границей;

Видео (кликните для воспроизведения).

– приоритет норм международного права и международных договоров по вопросам гражданства над национальным законодательством.

Источники


  1. Репин, В.С. Настольная книга нотариуса (теория и практика); М.: Юрилическая литература, 2013. — 288 c.

  2. Венгеров, А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов; М.: Юриспруденция; Издание 3-е, 2012. — 528 c.

  3. Глинка-Янчевский, С.К. Во имя идеи; СПб.; Типография Э. Арнгольда, Литейный проспект,№59, 2011. — 196 c.
  4. ред. Кашанина, Т.В.; Кашанин, А.В. Основы права. Хрестоматия; М.: Высшая школа, 2012. — 279 c.
  5. Левенфельд, Л. Гипнотизм. Руководство к изучению гипноза и внушения (особенно в медицине и юриспруденции) / Л. Левенфельд. — М.: Типография «Саратовского Дневника», 2016. — 438 c.
Принципы гражданства в рф
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here