Система образования франции

Полная информация по теме: "Система образования франции". Мы собрали и систематизировали всю информацию из сети и предоставили ее в удобном виде. В случае возникновения вопросов задавайте их нашему дежурному специалисту.

Система образования во Франции

СИСТЕМА ФРАНЦУЗСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ЕСЛИ ЕЕ СРАВНИВАТЬ С РУССКОЙ, СЛОЖНА И ИМЕЕТ МНОГО УРОВНЕЙ.

О бразование во Франции подчиняется следующим нескольким принципам:
1. Обязательность, т.е. все дети в возрасте от 6 до 16 лет должны учиться в школе.
2. Светский характер образования. Это значит, что государственное образование не носит какой-либо религиозной окраски.
3. Бесплатность начального и среднего образования.
4. Государственная монополия на выдачу дипломов и университетских степеней.

Этапы образования во Франции.

НАЧАЛЬНОЕ И СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ.

6 – 10 лет Начальная школа – Ecole elementaire
11 – 14 лет Колеж- College
15 – 17 лет Лицей- Lycee

СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ФРАНЦУЗКОГО И РУССКОГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ:

1. Нумерация классов с 1-го по 11-тый.
2. Непрерывное среднее образование, без разделений.
3. Меньшее количество преподаваемых предметов.
4. Сдается несколько выпускных экзаменов без права безэкзаменационного поступления в ВУЗ.
5. Система оценок с 1 до 5 баллов.

1. Нумерация классов с шестого по первый.
2. Деление среднего образования на два цикла: college и lycee.
3. Большее разнообразие дисциплин.
4. Комплексный выпускной экзамен (baccalaureat), дающий право поступать в ВУЗ без экзаменов.
5. Система оценок с 0 до 20 баллов

С истема высшего образования во Франции отличается большим разнообразием ВУЗов и предлагаемых дисциплин. Большинство высших учебных заведений являются государственными и подчиняются Министерству Образования Франции.
Исторически во Франции сложилось два типа высших учебных заведений: университеты и Высшие Школы (Grandes Ecoles). В университетах готовят преподавателей, врачей, юристов, научных работников. В Высших Школах готовят высокопрофессиональных специалистов в сфере экономики, упраления, военного дела, образования и культуры. Поступить в Высшую Школу можно только после двух или трех лет обучения в подготовительных классах по выбранному направлению.

1. Короткое высшее образование. Обучение длится два-три года, после которых выускники получают DUT (Diplome universitaire de technologie) или BTS (Brevet de technicien superieur). Данный вид высшего образования готовит в основном специалистов в сфере промышленности или в сфере обслуживания.
2. Длительное высшее образование. Данный вид высшего образования дается в университетах и в Высших Школах. Для обеспечения согласованности в выдачи дипломов и сдаче экзаменов, было решено, что студенты каждого университета должны проходить три цикла обучения и получать дипломы единого государственного образца на каждом этапе обучения.

Обучение в университете делится на три цикла:

1. Первый цикл- 2 года. По окончании студенты получают DEUG (Diplome d’etudes universitaires generales) – Диплом об общем высшем образовании.
2. Второй цикл – 2 года. После первого года обучения присваивается степень Licence, После второго года обучения присваивается степень Maitrise.
3. Третий цикл – 1 год. Здесь есть два варианта обучения:
А. DESS (Diplome d’etudes superieures spesialisees) – Диплом о высшем специальном образовании. Данный диплом готовит студентов к уже профессиональной деятельности по своей специальности.
Б. DEA (Diplome d’etudes approfondies) — Диплом о высшем углубленном обучении. Данный диплом дает право продолжать обучение в аспирантуре.

ВЫСШИЕ ШКОЛЫ (Grandes Ecoles).

О бучение в Высшей Школе считается гораздо более престижным, чем в университете, но и поступить туда значительно сложнее. Студенты Школ получают стипендию как будущие государственные служащие. По окончании обучения выпускники обязаны работать на государственной службе в течение 6-10 лет, возмещая таким образом расходы государства, потраченные на их обучение.

Схематично систему высшего образования можно представить так:

18 лет Первый цикл. DEUG.
21 год Второй цикл. Licence. (В российском высшем образовании это соответствует четвертому курсу)
22 года Второй цикл. Maitrise.
23 года Третий цикл. DEA или DESS.
24 года 3 года –Doctorat (Соответствует в России аспирантуре).

М агистр является также одной из университетских степеней. Продолжительность обучения – 3 года. Данная степень не является исконно французской, но в современном французском образовании она заняла прочное место и существует сейчас в каждом университете.
Magistere распространяется на второй и третий циклы обучения. Поступают на нее после первого цикла (после DEUG). По окончании обучения защищается дипломная работа и выдается диплом Magistere о полном высшем образовании. В современной Франции особенно распространены программы Magistere в сфере туризма, гостиничного бизнеса, дизайна и экономики.

ПОСТУПЛЕНИЕ РОССИЙСКИХ СТУДЕНТОВ В ВУЗЫ ФРАНЦИИ.

П ри наличии аттестата о полном среднем образовании выпускник российской школы имеет право поступать во французский ВУЗ на первый цикл обучения ( за исключением Grandes Ecoles, поступление в которые требует специальной подготовки, а также медицинские факультеты, где также требуется дополнительное предвузовское обучение). Для поступления на DEUG требуются следующие документы:
1. Копия аттестата с переводом на французский язык
2. Оценки за 10 и 11 классы с переводом на французский язык
3. Свидетельство о рождении с переводом на французский язык
4. Заявление (fiche d’inscription)
5. Обязательно нотариальное заверение всех документов.

На Licence и Magistere российские студенты могут поступать минимум после трех лет бучения в российском вузе. На Maitrise – после четвертого курса. Требуемые документы на второй цикл обучения:
1. Справка из института с указанием специальности, пройденных предметов, часов их изучения и оценок с переводом на французский язык.
2. Копия паспорта с переводом.
3. Заявление (fiche d’inscription)
4. Мотивационное письмо на французском языке
5. Автобиография
6. Подтверждение сдачи экзамена по французскому языку
7. Две фотографии
8. Обязательно нотариальное заверение всех документов.

На DEA, DESS (третий цикл) требуется полное высшее образование и следующий набор документов:
1. Копия диплома с переводом.
2. Приложение к диплому с переводом
3. Копия паспорта с переводом
4. Заявление (fiche d’inscription)
5. Мотивационное письмо на французском языке
6. Автобиография
7. Подтверждение сдачи экзамена по французскому языку
8. Две фотографии
9. Два рекомендательных письма
10. Перевод всех документов должен быть заверен нотариусом.

Система образования Франции

Основные принципы системы образования во Франции имеют уже столетнюю историю, и были заложены в 1880-90-х годах. Образование бесплатно, не имеет религиозного содержания и обязательно для детей от 6 до 16 лет. Во Франции сосуществуют частная и государственная системы образования. В частных учебных заведениях обучается около 20% всех учащихся Франции. Государство утверждает все школьные программы для частных и государственных школ, организует конкурсы и экзамены. Только государство имеет право на выдачу дипломов до уровня бакалавра (baccalaureat).

Образовательная система во Франции имеет следующую структуру:

1. Дошкольное образование (до 6 лет)

2. Начальное образование (6 — 11 лет)

3. Среднее образование (11 — 18 лет), заканчивающееся экзаменом на степень бакалавра

4. Высшее образование

Детские сады принимают детей с 2 лет и до 6 лет. Образование до начальное школы не является обязательным. Дети в садах делятся на три возрастные группы. Первая с 2 до 4 лет, где дети только играют. Вторая (средняя) с 4 до 5 лет — обучаются лепке, рисованию и другим практическим навыкам, а также устному общению. Третья (старшая) с 5 до 6 лет готовится к обучению чтению, письму и счету.

Читайте так же:  Трудоустройство в канаде для русских

Сады работают пять дней в неделю, по шесть часов в день ( три утром и три после обеда). В крупных городах сады работают с раннего утра до 18 — 19 часов, и во время каникул.

Начальная школа обучает детей до 14 лет и является последним этапом обязательного образования. После окончания цикла обучения в начальной школе учащиеся сдают экзамены на получение сертификата о начальном образовании (certificat d’etudes primaire, CEP). Начальное образование продолжается пять лет, с 6 до 11 лет и делится на:
1. Подготовительный курс (CP)
2. Начальный курс 1-й год (CE1)
3. Начальный курс 2-й год (CE2)
4. Средний курс 1-й год (CM1)
5. Средний курс 2-й год (CM2)

Среднее образование во Франции состоит из двух блоков: первый цикл обучения (коллеж) и второй цикл обучения.

6-й и 5-й классы — цикл наблюдения. Все дети поступают в коллеж, проходят одинаковую программу обучения и в обязательном порядке изучают один из «живых» языков.

4-й и 3-й классы — цикл ориентации. Дети начинают изучение второго «живого» иностранного языка и могут выбрать дополнительно латынь, греческий или другие языки.

В конце 3-го класса ученики сдают экзамены для получения свидетельства об окончании коллежа (ранее этот документ назывался BEPC). После 3-го класса ориентация дальнейшего обучения не зависит от наличия свидетельства об окончании коллежа. Она является главной целью и главным направлением в обучении, т.к. дальше ученики смогут продолжить свою учебу либо по «короткому», либо по «длинному» циклу обучения.

Решение о дальнейшем направлении (ориентации) учебы учащихся выносит советом класса после консультации с учащимися и их семьями. Родители могут требовать пересмотра решения, если оно кажется им необоснованным.

В некоторых коллежах создаются специальные секции для обучения детей с различными видами отклонений развития и поведения (SEGPA).

2-й «короткий» цикл профессионального образования

Профессиональные лицеи LEP (аналог наших ПТУ) готовят учащихся в течение 2-х лет к профессиональному диплому.
— CAP (сертификат профессиональной подготовки), выдается учащимся, овладевшим определенной профессией

— BEP (сертификат общего профессионального образования), который готовит к работе в определенной области деятельности, например, в гостиничном хозяйстве, транспорте и т.п. Среди учащихся, получающих BEP, почти половина продолжает обучение, чтобы сдать экзамен на степень бакалавра («бак»), благодаря наличию «переходных» классов.

В системе французского образования профессиональное и общее образование больше разделены, чем в других странах, и из-за этого профессиональное образование имеет невысокую ценность в глазах общества и учащихся.

LEP имеет плохой имидж в обществе, поскольку считается прямым путем к невысокому социальному положению и низкой зарплате. Это вызвано тем, что долгие годы на этот цикл обучения отправлялись самые плохо успевающие ученики.

2-й «длинный» цикл обучения: лицей

Лицей готовит в течение 3-х лет к экзамену на степень бакалавра:

Второй класс является «неопределенным» классом, то есть пока не имеющим определенной специализации

Первый класс имеет много направлений -филиалов обучения, ведущих к разным видам бакалавриата. После первого класса ученики проходят тест по французскому языку, оценка за который учитывается при сдаче экзамена на степень бакалавра.

«Терминаль» или последний класс лицея заканчивается сдачей экзамена на степень бакалавра.

Высшее образование доступно только при наличии степени бакалавра. Французская система образования имеет различные формы: «короткий» и «длинный» цикл, обучение в высших школах (Grandes ecoles), университетах.

Высшее образование, «короткий» цикл

Обучение длится обычно два года и поэтому называется «коротким» циклом высшего образования. Оно пользуется спросом в обществе, так как дает возможность реального и быстрого трудоустройства.

Имеются следующие виды образовательных учреждений «короткого» цикла:
1. Отделения высшего технического образования в лицеях. Они готовят к получению BTS (brevet de technicien superieur) — диплома о высшем техническом образовании.
2. Университетские технологические институты (institut universitaire de technologie) существуют при университетах и ведут к получению DUT (diplome universitaire de technologie) — университетского технологического диплома.
3. Специализированные школы готовят в течении 2 или 3 лет по специальностям здравоохранения и для социальных служб: акушерок, медсестер, массажистов-кинезиотерапевтов и т.п.

Высшее образование «длинного» цикла

Университеты являются единственными учреждениями, которые принимают всех кандидатов без предварительного отбора (хотя негласно и нелегально существует отбор по оценкам на степень бакалавра) и именно поэтому в университетах часто оказываются студенты, просто не поступившие в другие школы. Возможно поступление в университет без наличия степени бакалавра, путем сдачи специального экзамена в университет (ESEU), но это возможно только в ограниченном количестве случаев и только для опытных специалистов, имеющих большой стаж практической работы. Практически все университеты являются государственными, за исключением нескольких конфессиональных.

Университетское образование имеет три цикла:

Первый цикл в течении 2 лет готовит к получению DEUG (диплом об общем университетском образовании) , но этот диплом не имеет практической ценности на рынке труда.

Второй цикл готовит к лицензии (licence) в течение одного года после DEUG и maitrise (год после licence). Недавно была также создана возможность профессионального образования: MST (maitrises des sciences et techniques) и магистратура (les magisteres), в которой обучаются три года.

Третий цикл делится на два филиала:

DESS (диплом высшего специализированного образования), который является профессиональным дипломом, подготовка к которому длится в течение 1 года после получения степени maitrise и включает в себя обучение и практику.

DEA (диплом углубленного изучения) это обучение исследовательской работе.

После получения DEA (в течение одного года) можно подготовить научную работу (these), минимально в течение двух лет.

Французский аналог MBA – DESS

Обучение на диплом DESS приравнивается к третьему, последнему циклу высшего образования (аналог нашей аспирантуры и кандидатской степени). DESS получают не только студенты, но и сотрудники компаний, заключившие со своим предприятием соглашение о повышении квалификации.

При поступлении проводится отборочный тест-собеседование (concours d’entre). Обязательное условие для поступления — высшее образование (диплом Maitrise) по любой специальности. Не менее (а иногда и более) важен опыт управленческой работы. В отдельных случаях этот опыт может быть засчитан как первые четыре университетских курса. Подобные вопросы решает комиссия по эквивалентности. Она же занимается признанием полученных вами в украинском вузе квалификаций. Для всех иностранцев есть еще одно общее требование — хорошее владение французским языком. В качестве подтверждения этого факта принимается документ об успешной сдачи экзамена DELF.

Наиболее известны и популярны следующие специализации: управление предприятием, международный маркетинг, дизайн и качество, управление персоналом, стратегия и руководство малыми и средними предприятиями. Обучение по программе DESS любой специализации ориентировано на практику. Кроме безусловной полезности для студента, это еще и своеобразный «ответ взаимностью» предприятиям, которые отправляют сотрудников на программы formation continue (так называется послеуниверситетское образование) и платят по 20 тыс. франков за год обучения каждого. 3-4-месячная стажировка включена в любую программу DESS.

Читайте так же:  Пмж италия

Цель послеуниверситетского обучения одна — подготовить выскоклассного специалиста в области экономики и управления. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в университетах наравне с прочими есть департаменты с «говорящей» аббревиатурой AIDE (aide — помощь). Здесь студент университета может пройти стажировку по собственному проекту и даже открыть собственное дело (в этом ему посодействует региональный совет предпринимателей). Кроме того, сами школы регулярно публикуют предложения стажировок, календари ярмарок вакансий, рекомендации по составлению CV и т.д. в специализированных изданиях Figaro GEU (Grands Ecoles et Universites), Les Echos.

На диплом DESS обычно готовят институты управления предприятиями (Institut d’Administration des Entreprises, IAE — французский аналог бизнес-школ), которые создаются при крупных учебных заведениях. Таких институтов сейчас во Франции 27, и они достаточно равномерно распределены по всей стране. Это государственные учреждения, и обучение здесь полностью регламентировано Министерством национального образования. Поскольку бизнес-специализаций DESS в государственном реестре более 10, каждый институт, заботясь прежде всего об уровне обучения, предлагает не все сразу, а в среднем 4-5 специализаций. Государство в свою очередь следит за тем, чтобы в среднем по стране не возникало «профицита» или «дефицита» какой-либо из специализаций.

Помимо IAE, получить французскую MBA можно еще и в бизнес-школах. Следует отметить, что не так давно пять наиболее престижных французских школ менеджмента, в их числе Высшая коммерческая школа (НЕС), Высшая школа экономических и коммерческих наук (ESSEC) и Высшая коммерческая школа Парижа образовали консорциум, в рамках которого можно за 2 года получить диплом MBA на английском языке. При всем при этом самой известной французской бизнес-школой по праву остается легендарная INSEAD.

Современная система образования во Франции (стр. 1 из 4)

Введение. Постановка проблемы

Франция – страна, которая породила великих философ и художников, писателей и скульпторов, а также многих известнейших людей. Каждый уважающий себя человек знает кто такой Вольтер, Декарт и Руссо, Ван Гог и Луи Давид. Эта страна не случайно представляет интерес для меня. Франция – это тот регион западной Европы, который я изучаю. И меня интересует все, что касается Франции. Так как я студентка, то наибольший интерес у меня вызывает сфера образования. Именно поэтому тема курсовой, которую я пишу звучит так: « Современная система образования во Франции».

Цель моей работы я вижу в том чтобы, дать характеристику и понять, что собой представляет французская система образования, а также выявить её плюсы и минусы. Для того чтобы воплотить это, я должна поэтапно охарактеризовать систему образования. Из характеристики этапов и будут складываться задачи. В своей работе я опишу и дам характеристику дошкольному и школьному образованию, начальному и среднему, а также расскажу о системе высшего образования, которая представляет особенную сложность, так как в этой стране своя специфическая система дипломов и степеней, а также особое деление обучения на циклы.

Собрать информацию по данной теме мне не составило сложности, потому что она очень актуальна в наши дни. Основной литературой, которую я использовала в своем исследовании, были книги Б.Л. Вульфсона «Школа современной Франции» и «Педагогическая мысль в современной Франции». В этих книгах четко охарактеризованы и определены этапы французской системы образования, а также описаны проблемы с которыми сталкиваются французские педагоги и учащиеся. Помимо этих книг я пользовалась литературой таких авторов как. Френе С., Фрумов С.А. и Мальков З.А., в которых также доступно и понятно описано образование. Но надо отметить, что авторы также давали свой собственный, субъективный взгляд на эту тему, что иногда затрудняло мою деятельность. Я же в своей работе дам объективную информацию по данной теме.

Глава Ι. Дошкольное и школьное образование во Франции

1.1 Детские сады

Дошкольное образование во Франции осуществляется в «материнских школах» или в « классах матерей», организованных при начальных школах. «Материнскими школами» французы называют детские сады. Посещение детского сада не обязательно, но большинство детей с 2 до 6 посещают «материнские школы». Детей в дошкольное учреждение принимают по желанию родителей, но при этом оно может не всегда удовлетворятся.

Сады работают пять дней в неделю, по шесть часов в день (три утром и три после обеда). В крупных городах сады работают с раннего утра до 18-19 часов, и во время каникул, так как многие родители работают и дети нуждаются в присмотре. Следует заметить, что во Франции традиционно среда — день, который ранее предназначался для религиозного воспитания детей и занятий. И поэтому большинство детских садиков не работают по средам, и в этот день родителям приходится либо прибегать к услугам частной няни, либо обращаться за помощью к родственникам, либо отводить ребенка в специальные центры для занятий спортом, музыкой и другими внешкольными делами.

В детский сад принимают детей в возрасте от двух до шести лет. Воспитанники делятся на две группы по возрасту. В первой группе занимаются самые маленькие дети возрастом до 4 лет, их занятия представляют собой разнообразные игры. Следует заметить, что на любом этапе жизни ребенка истинное воспитание осуществляется на основании принципа «познание на ощупь, который важнее всех научных методов»[1] . И именно поэтому, во второй группе (до 5 лет) помимо игр вводится творческие занятия: рисование, лепка, кроме того, уделяется большое внимание общению детей друг с другом, а также обучение различным практическим навыкам. Самых старших учат читать, считать и писать, подготавливая их к скорому поступлению в школу. «Главное внимание уделяется развитию речи малышей, пению, рисованию, физическим упражнениям, воспитанию санитарно-гигиенических привычек и простейших навыков самообслуживания»[2] . Ругать, кричать на маленьких воспитанников категорически запрещено, обращаются с малышами очень ласково и тепло. Воспитатели не дают малышам плакать. Если ребенок расстроился, его возьмут на ручки, утешат, отвлекут каким-нибудь интересным занятием. Иногда дети на целый день отправляются в поход и устраивают на природе небольшой пикник.

В обобщении всего выше сказанного стоит заметить, что детские сады считают самой большой удачей французской системы образования, что подтверждается высокой квалификацией воспитателей и учителей, отличным оформлением и оборудованием классов, а также доброжелательной обстановкой, в которой воспитываются дети.

2.2 Начальное образование

Начальное образование является преимущественно интуитивным и практическим. «Интуитивным в том смысле, что оно базируется, прежде всего, на естественном здравом смысле, на силе очевидности, на врожденной способности человеческого разума схватывать если не все истины, то, во всяком случае, наиболее простые и существенные из них»[3] .

Начальное образование продолжается пять лет, с 6 до 11 лет (если у ребенка нет проблем с учебой) и делится на курсы: подготовительный (СР), начальный 1-й год (СЕ1), начальный 2-й год (СЕ 2), средний 1-й год (СМ 1), средний 2-й год (СМ 2).

Начальное образование французы получают совершенно бесплатно и в обязательном порядке. Большинство детей уже с 2-3 лет посещают так называемые «материнские школы» (scolesmaternelles, т.е. детские сады), в которых педагоги и психологи 3-4 года готовят их к начальной школе. «Обучение в начальной школе является практическим: никогда нельзя упускать из вида, что учащиеся начальной школы не могут терять время на праздничные пения, на ученые теории и на схоластические диковины».[4] Дети занимаются 27 часов в неделю (с 9-12 часов и с 14 по 17 часов), четыре дня в неделю и в субботу утром. В среду и воскресенье дети отдыхают. Школы обучают смешанные классы – девочек и мальчиков вместе, несмотря на то, что все еще можно увидеть на старых зданиях надписи «Школа для мальчиков» и «Школа для девочек».

Читайте так же:  Сколько гражданств можно иметь

Самым важным предметом в школе является французский язык. На подготовительном курсе усилия учителя направлены на то, чтобы научить ребенка читать. На элементарном курсе (начальном) закрепляется и совершенствуется техника чтения и расширяется словарный запас. Но главная цель обучения французскому языку в начальной школе – научить учащегося писать грамотное и ясное сочинение. Это вершины, к достижению которых, стремятся по этапам. Вначале учащиеся составляют отдельные предложения, затем пытаются связать их. На втором году среднего курса (т.е. на пятом году обучения) учащиеся составляют небольшие письменные сочинения; для этого проводят специальные уроки. Затем сочинения проверяются учителем, и несколько работ представляется на обсуждение класса. Дети должны обнаружить грамматические и стилистические ошибки, а также предложить свои варианты улучшения фраз и речевых оборотов.

Следующее место по количеству часов после французского языка занимает арифметика, но это не точное название дисциплины. Соответствующие сведения дает предмет, именующийся в учебном плане «счет». Это более точное название, ибо элементы теории здесь сведены к минимуму: учащийся должен овладеть техникой выполнения четырех арифметических действий, опираясь на чисто эмпирические сведения о десятичной системе счисления.

На начальном и среднем курсе даются некоторые сведения по истории и географии Франции. Занятия по истории представлены короткими рассказами (2 раза в неделю по 10 минут) о наиболее известных французских государственных деятелях и полководцах, о войнах и отдельных эпизодах эпохи революции конца XVIII века. На географии дети, в ходе беседы, знакомятся с простейшей интерпретацией таких понятий, как «почва», «климат», «материк» и т.д., рассказывают о природных условиях, населении и административном делении Франции. Огромное внимание учителя уделяют краеведческому материалу (исторические события, происходившие в данной местности, памятники старины, хозяйственная жизнь коммуны, города, департамента).

На начальном курсе значится дисциплина упражнения в наблюдении. Эти занятия по традиции часто называют «предметными уроками» (leconsdechoses), представляют собой основную форму знакомства школьников с материалом естественнонаучных дисциплин. «Эти занятия, — указывает министерская инструкция,- должны поставить детей перед фактами действительности, с тем, чтобы учащиеся научились внимательно наблюдать их и точно описывать. Первым и единственно доступным ребенку способом изучения внешнего мира является наблюдение».[5] По этой дисциплине нет единообразной и строго обязательной программы. Содержание уроков может меняться, проводятся ли они в городской или деревенской школе. Программа содержит определенный перечень тем, которые учитель непременно должен пройти.

На начальном курсе объектами наблюдения выступают явления и факты, с которыми дети сталкиваются в повседневной жизни. Учащиеся должны с помощью учителя дать морфологическое описание того, что они видят, и попытаться установить простейшие связи между наблюдаемыми объектами. На среднем курсе содержания занятий усложняются, так как вводят темы, связанные с начальными сведениями по физике, химии, биологии.

Видео (кликните для воспроизведения).

В ходе занятий надо постоянно обращаться к практике, и поэтому дети проводят простейшие опыты. Результаты занятий фиксируются; учащийся записывает ход наблюдения и основные выводы.

С первого же года обучения в начальной школе на уроках «ручного труда» предусматриваются различные виды работ для мальчиков и девочек. Мальчики на подготовительном и на начальном курсах клеят конверты, плетут коврики, учатся обращению со столярными предметами, а на средних курсах – подклеивают и переплетают книги, выпиливают по дереву, изготавливают геометрические фигуры. Девочек обучают простейшим элементам шитья, вязанию, вышиванию, выведению пятен на одежде.

Cистема образования во Франции

Французское обучение начинается с 6 лет ребенка. Обязательным для каждого гражданина Франции оно будет до 16 лет. Образование можно определить по главным принципам — прежде всего это свобода выбора учебного заведения, возможность бесплатного получение и сохранения нейтралитета во время обучения.

Все годы, которые человек проводит за получением знаний, можно разделить на несколько ступеней:

  • дошкольное образование во Франции – как правило, это детский сад, куда детки поступают в возрасте 3-4 года, а затем они переходят в начальные классы, достигнув 5 лет.
  • среднее образование во Франции — это процесс получения образования в колледже или лицее.
  • высшее образование во Франции – где студент по итогу получит диплом бакалавриата, окончательно утверждающий специализацию.

Начальное образование ребенка во Франции

В него входит детский сад, хотя он и не подразумевается как обязательная ступень. Но все же туда ходят почти 100% французских детей. Во-первых, там начинается развитие ребенка при контакте с другими детьми. Также воспитатели уже подготавливают детей к школе и первым и самым необходимым предметам обучения. В обязанности детского сада входит:

  • Непосредственно сама подготовка к школьному образованию;
  • Обучение малыша первым навыкам в письме и родном французском языке;
  • Обучение ребенка к самовыражению;
  • Научить малыша правильно воспринимать внешний и внутренний мир.

После того, как ребенок закончил учиться в детском саду, он поступает в школу во Франции. Школьный уровень образования во Франции предполагает начальный курс подготовки, а затем основную школу. CP – подготовка разделяется на 5 уровней: столько же лет учиться – до 10 лет ваше чадо будет получать необходимые навыки и знания в подготовительном классе.

Основное начальное обучение во Франции начинается тогда, когда ребенок уже знает письмо, речь и умеет читать. Во время образовательного процесса школьники получают навыки по таким предметам, как:

  • Арифметика;
  • Жизнь в обществе;
  • Французский язык и речь;
  • Художественные навыки;
  • Познание мира.

Именно эти предметы Министерством Образования установило, как самые главные и важные в формировании гражданина.

Как получают среднее образование

Средняя школа во Франции также делится на 2 уровня:

Если посчитать, то получится, что получение среднего образования во Франции длится в общей сложности около 7 лет. Получить навыки в колледже обязан каждый с 6 по 3 класс. Да, именно так идет отсчет, дальше это объясняется. Чтобы это легче ему давалось, систему образования в школе разделили на 3 периода:

  • Адаптационный период – включает в себя шестой класс, где обучаются бывшие выпускники начального образования. Туда можно поступить без экзаменов. Главная задача этого периода — объединение учеников и собрание всех полученных знаний. В это же время малыши могут состоятельно выбрать предпочитаемый иностранный язык.
  • Центральный этап – состоит из пятого и четвертого классов. В этот период полученные навыки закрепляются и углубляются. Здесь школьники начинают более ответственно и продуманно относиться к определению со своей будущей профессией, так как центральный этап формирует навыки для выбора лицея. В пятом классе ученики уже получают определенный уровень знаний по языкам, физике, химии. Частные школы во Франции предлагают еще больше предметов для лучшего развития вашего ребенка.
  • Профессиональная ориентация – этот период называют третьим классом. Он уже непосредственно прямо подготавливает учеников к будущей работе. По итогу обучения все школьники сдают итоговый экзамен и получают диплом. Но он никак не способствует переходу в следующий класс.
Читайте так же:  Проверить изготовление загранпаспорта

Уже по окончанию всех этапов, школьники могут записываться в интересующий их лицей, а еще поступать в профессиональные лицеи, которые сразу приступают к подготовке кадров профессиональной пригодности.

Обучение в лицее

Система специального обучения во Франции различает 3 вида:

По первым двум обучение продолжается 3 года. В лицее общей характеристики после окончания ученик получает на руки диплом бакалавра, который считается одной из ступенек к высшему образованию. После технического лицея лицеист может поступить в университет своей специализации. Профессиональные лицеи ведут ученика 2 года, после которых можно поступить в университеты и вузы страны.

Вузы во Франции

Высшее образование здесь возможно получить, если до этого вы уже получили диплом бакалавра по определенной специальности. Во Франции система обучения отличается от других стран. Разнообразие вузов и изучаемых предметов часто пугает.

Большое количество вузов и университетов во Франции принадлежит государству и находится под наблюдением министерства. Французское высшее образование можно поделить на два вида:

  • Быстрое высшее образование – где студент учится всего 3 года, затем получает диплом со специальностью либо в сфере обслуживания населения, либо в промышленной сфере.
  • И второй вид – это долгое высшее образование, которое предоставляет возможность поступления в университет или высшую школу.

В 2002 году во французских учреждениях высшего образования были введены новые степени учености – бакалавр – лицензиат (срок обучения 3 года), и магистр-доктор (5 лет обучения).

Самые распространённые во Франции ветви образования, это:

  • Медицинское;
  • Журналистское;
  • Юридическое;
  • Педагогическое.

Особенности французского образования

Система получения высшего образования во Франции предполагает скорее не университетское обучение, а получение специализированных знаний в высших школах.

Такой вид французских школ является одной из главных особенностей образования этой страны. Обучение в них считается более элитным и престижным, нежели в обычном государственном вузе. Высшие частные школы во Франции не предполагают бесплатного обучения, а вот государственные дают лишь 30% бюджетных мест.

Так как высшая школа считается элитным местом, то поступить туда труднее, нежели в обычный университет. Требуется пройти тяжелые вступительные испытания. Во Франции к этому относятся очень серьезно, ведь по окончанию студент в 95% найдет высокооплачиваемую работу и самое престижное место.

Образование для граждан другой страны

Подготовку к вступительным испытаниям нужно начинать заранее, примерно за 1 год. К этому времени у вас на руках уже должны иметься сертификаты о должном уровне владения французским языком – DELF /DALF и TCF.

В нашем понимании экзамены – это билеты и вопросы, но для французов экзамен – это автобиографическое досье + мотивационное письмо от абитуриента (почему выбор пал именно на этот вуз). Его нужно выслать в университет или высшую школу заранее.

Бесплатное образование во Франции есть, но его очень мало, и редкий иностранец сможет им воспользоваться. Только подготовка к поступлению в университет, высшую школу или вуз длится полгода и стоит не мало:

  1. Курсы по подготовке языка – 14 000 руб.
  2. Сдача экзамена для получения сертификата – 4000 руб.
  3. Составление досье – 3400 руб.
  4. Баланс на банковской карточке для допущения во Францию – 6000 евро (на 1 год обучения).
  5. Получение визы – 50 евро.
  6. + перелет и регистрация в вузе примерно 10000 руб.

Стоимость обучения во Франции для иностранных граждан – примерно 250 евро в год + каждый год нужно платить взнос страхования в кассу вуза – около 200 евро. А в высших школах сумма колеблется от 500 до 20000 евро в 1 год обучения.

Система образования во Франции (стр. 1 из 2)

Образование во Франции

Система образования во Франции

Материал предоставлен сайтом www.infrance.ru

Основные принципы системы образования во Франции имеют уже столетнюю историю, и были заложены в 1880-90-х годах. Образование бесплатно, не имеет религиозного содержания и обязательно для детей от 6 до 16 лет. Во Франции сосуществуют частная и государственная системы образования. В частных учебных заведениях обучается около 20% всех учащихся Франции. Государство утверждает все школьные программы для частных и государственных школ, организует конкурсы и экзамены. Только государство имеет право на выдачу дипломов до уровня бакалавра (baccalaureat).

Со времени закона Дебре от 1959 года частное образование получает помощь от государства ( contrat d’association) — именно государство оплачивает труд преподавателей и участвует в расходах на обучение (8 из 9-ти частных школ пользуются этой помощью).

Образовательная система во Франции имеет следующую структуру:

· дошкольное образование ( до 6 лет)

· начальное образование (6 — 11 лет)

· среднее образование (11 — 18 лет), заканчивающееся экзаменом на степень бакалавра

Организация, содержание циклов обучения определяется реформами, проводимыми уже в течение 30 лет, которые обеспечивают демократизацию образования и его адаптацию к нуждам развивающегося общества.

Основными реформами последних лет являлись следующие:

· развитие сети детских садов (ecoles maternelles) , чтобы все дети с 4-5 лет были ими обеспечены.

· отмена переходного экзамена виз начальной школы в коллеж, создание адаптационных классов ( classes de soutien) для слабо успевающих учеников

· организация основы образования (tronc commun) без специализаций и деления на группы с начальной школы до коллежа

· бесплатность образования — выдача ученикам необходимых пособий на срок обучения, оплата проезда до школы

· введение новых предметов: информатики, физики, основ гражданского образования

Является ли система образования Франции эффективной? С точки зрения французов, оно все еще слишком теоретично, а техническое образования, долгое время остававшееся в забвении, плохо развито. Условия обучения также имеют свои недостатки: перегруженные классы, нехватка преподавательского состава и материалов для обучения, наличия учеников с разным уровнем подготовки в одном классе, слишком быстрая смена программ и методов обучения, деградация имиджа и роли преподавателя в обществе. Сложно сравнивать Францию с Россией, но образовательные проблемы у нас во многом общие.

Существует также классовое (социальное) неравенство. Посудите сами: сдавших экзамен бакалавра стало в десять раз больше, чем в 1950 году, их часть в обществе увеличилась с 4,4% в 1946 году до 27,9% в 1984, но социальные группы неравномерно представлены среди бакалавров: 56,8% среди них это дети из семей с высоким уровнем доходов (лица свободных профессий, руководители предприятий, сотрудники аппарата управления предприятий), в то время как эта социальная категория составляет лишь 7,7% активного населения.

Так что проблемы существуют и во Франции, с той только разницей, что правительство этой страны пытается реформировать систему образования (с переменным успехом) и увеличить дотации на ее развитие. Несмотря на все имеющиеся сложности, эта система образования считается одной из лучших в Европе.

Читайте так же:  Как получить итальянское гражданство

Детские сады принимают детей с 2 лет (при наличии свободных мест) и до 6 лет. Образование до начальное школы не является обязательным, но практически все дети с 3 до 6 лет посещают детский сад.

Детские сады часто считают самой большой удачей французской системы обрвазования. Классы хорошо оформлены, дети счастливы. Они обучаются, играя, многим полезным вещам и получают навыки общения.

Дети в садах делятся на три возрастные группы. Первая с 2 до 4 лет, где дети только играют. Вторая (средняя) с 4 до 5 лет — обучаются лепке, рисованию и другим практическим навыкам, а также устному общению. Третья (старшая) с 5 до 6 лет готовится к обучению чтению, письму и счету.

Сады работают пять дней в неделю, по шесть часов в день ( три утром и три после обеда). В крупных городах сады работают с раннего утра до 18 — 19 часов, и во время каникул, так как многие родители работают, и дети нуждаются в присмотре.

Начальная школа обучает детей до 14 лет и является последним этапом обязательного образования. После окончания цикла обучения в начальной школе учащиеся сдают экзамены на получение сертициката о начальном образовании ( certificat d’etudes primaire, CEP).

Начальное образование продолжается пять лет, с 6 до 11 лет ( если у ребенка нет проблем с учебой) и делится на:

· Подготовительный курс (CP)

· Начальный курс 1-й год (CE1)

[1]

· Начальный курс 2-й год (CE2)

· Средний курс 1-й год (CM1)

· Средний курс 2-й год (CM2)

Переход из детского сада в начальную школу иногда тяжело проходит для детей, которым необходимо привыкать к дисциплине. Обучение длится 27 часов в неделю (9-12 часов, и с 14 до 17 часов), четыре дня в неделю и в субботу утром. В среду и воскресенье дети отдыхают.

В общем-то в начальной школе запрещены задания на дом, но это практикуется повсеместно.

Школы обучают смешанные классы — девочек и мальчиков вместе, несмотря на то, что вы все еще можете видеть на старых зданиях надписи «Школа для мальчиков» или «Школа для девочек».

Все предметы в классе ведет один преподаватель.

Среднее образование во Франции состоит из двух блоков: первый цикл обучения (коллеж) и второй цикл обучения.

6-й и 5-й классы — цикл наблюдения

Все дети поступают в коллеж, проходят одинаковую программу обучения и в обязательном порядке изучают один из «живых» языков.

В конце пятого класса некоторые дети, у которых имеются серьезные проблемы с адаптацией в школе или имеющие разного уровня задержку умственного развития, направляются в специальные секции обучения.

4-й и 3-й классы — цикл ориентации

Дети начинают изучение второго «живого» иностранного языка и могут выбрать дополнительно латынь, греческий или другие языки.

В конце 3-го класса ученики сдают экзамены для получения свидетельства об окончании коллежа (ранее этот документ назывался BEPC).

После 3-го класса ориентация дальнейшего обучения не зависит от наличия свидетельства об окончании коллежа. Она является главной целью и главным направлением в обучении, т.к. дальше ученики смогут продолжить свою учебу либо по «короткому», либо по «длинному» циклу обучения.

Решение о дальнейшем направлении (ориентации) учебы учащихся выносит советом класса после консультации с учащимися и их семьями. Родители могут требовать пересмотра решения, если оно кажется им необоснованным.

В некоторых коллежах создаются специальные секции для обучения детей с различными видами отклонений развития и поведения. Их обучают преподаватели, прошедшие профессиональную подготовку для работы с «трудными» детьми.

Обычно эти секции называются SEGPA.

2-й «короткий» цикл профессионального образования

Профессиональные лицеи LEP (аналог наших ПТУ) готовят учащихся в течение 2-х лет к профессиональному диплому.

· CAP (сертификат профессиональной подготовки), выдается учащимся, овладевшим определенной профессией

· BEP (сертификат общего профессионального образования) , который готовит к работе в определенной области деятельности, например, в гостиничном хозяйстве, транспорте и т.п.

В системе французского образования профессиональное и общее образование больше разделены, чем в других странах, и из-за этого профессиональное образование имеет невысокую ценность в глазах общества и учащихся.

LEP имеет плохой имидж в обществе, поскольку считается прямым путем к невысокому социальному положению и низкой зарплате. Это вызвано тем, что долгие годы на этот цикл обучения отправлялись самые плохо успевающие ученики.

Среди учащихся, получающих BEP, почти половина продолжает обучение, чтобы сдать экзамен на степень бакалавра («бак»), благодаря наличию «переходных» классов.

2-й «длинный» цикл обучения: лицей

Лицей готовит в течение 3-х лет к экзамену на степень бакалавра:

Второй класс является «неопределенным» классом, то есть пока не имеющим определенной специализации

Первый класс имеет много направлений -филиалов обучения, ведущих к разным видам бакалавриата. После первого класса ученики проходят тест по французскому языку, оценка за который учитывается при сдаче экзамена на степень бакалавра.

«Терминаль» или последний класс лицея заканчивается сдачей экзамена на степень бакалавра.

«Бак», как его кратко называют французы, не является дипломом, но имеет огромную важность, так как в дальнейшем ведет к высшему образованию.

Высшее образование, «короткий» цикл

[3]

Высшее образование доступно только при наличии степени бакалавра. Французская система образования имеет различные формы: «короткий» и «длинный» цикл, обучение в высших школах (Grandes ecoles), университетах.

Начнем с образования, длящегося обычно два года и поэтому называемом «коротким» циклом высшего образования. Оно пользуется спросом в обществе, так как дает возможность реального и быстрого трудоустройства.

Обычно работодатель выбирает своих будущих работников исходя из конкурса досье, так как кандидатов на место больше, чем имеюихся вакансий.

Имеются следующие виды образовательных учреждений «короткого» цикла:

[2]

· Отделения высшего технического образования в лицеях. Они готовят к получению BTS (brevet de technicien superieur) — диплома о высшем техническом образовании.

Видео (кликните для воспроизведения).

· Университетские технологические институты (institut universitaire de technologie) существуют при университетах и ведут к получению DUT (diplome universitaire de technologie) — университетского технологического диплома.

Источники


  1. Под. Ред. Ванян, А.Б. Афоризмы о юриспруденции: от античности до наших дней; Рязань: Узорочье, 2013. — 528 c.

  2. Брэбан, Г. Французское административное право; М.: Прогресс, 2012. — 488 c.

  3. Правоведение. Учебное пособие. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. — 400 c.
  4. Правовые и социально-психологические аспекты управления. — М.: Знание, 2005. — 320 c.
  5. Венгеров, А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов; М.: Юриспруденция; Издание 3-е, 2012. — 528 c.
Система образования франции
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here