В россии иностранные граждане лица без гражданства

Полная информация по теме: "В россии иностранные граждане лица без гражданства". Мы собрали и систематизировали всю информацию из сети и предоставили ее в удобном виде. В случае возникновения вопросов задавайте их нашему дежурному специалисту.

Правовое положение иностранных лиц и лиц без гражданства в РФ. Право на политическое убежище

Правовое положение иностранных лиц и лиц без гражданства в РФ

Иностранными гражданами в России признаются лица, не яв­ляющиеся гражданами РФ и имеющие доказательства наличия гражданства иностранного государства. К ним приравниваются лица без гражданства и те лица, которые имеют вид на жительство.

В понятие «иностранные граждане» включаются разные кате­гории лиц с иностранным гражданством, а также без гражданст­ва. Это могут быть сотрудники дипломатических и консульских представительств (и члены их семей), постоянно проживающие в России иностранные граждане, если они имеют на то разреше­ние и вид на жительство, а также лица, временно пребывающие в России (члены экипажей иностранных самолетов и морских су­дов, туристы, бизнесмены, деятели науки и культуры, родствен­ники российских граждан и др.). Особую группу составляют бе­женцы, правовое положение которых регулируется специальны­ми актами.

Конституция России устанавли­вает, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности наравне с российскими гражданами . Исключения возможны только в со­ответствии с федеральным законом или международным догово­ром РФ (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ).

Роль закона, регулирующего правовое положение иностранцев в Рос­сии, выполняет Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ».

Иностранные граждане пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, за исклю­чением случаев, предусмотренных Федеральным законом. Это ка­сается их личных прав (неприкосновенность личности и жилища, свобода совести и т. д.), а также экономических, социальных и культурных прав, если они предусмотрены для неграждан (право на экономическую деятельность и частную собственность, трудо­вую деятельность, отдых, охрану здоровья, социальное обеспече­ние, образование, участие в общественных организациях, пользо­вание достижениями культуры и проч.). Постоянно проживающие иностранные граждане имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме.

Но они лишены тех прав, преимущественно из кате­гории политических, которые согласно российской Конституции и законам предоставляются только гражданам России (занятие не­которых государственных должностей, участие в политических партиях, право избирать и быть избранными в органы государст­венной власти, участие в референдумах и др.). Существуют неко­торые ограничения прав, например свободы передвижений. Иностранный гражданин вправе защищать свои права всеми преду­смотренными Конституцией РФ средствами, включая право на обращение в суд.

Тот же принцип лежит в основе определения обязанностей иностранных граждан. Эти граждане не несут военную службу в рядах Вооруженных Сил РФ (согласно Конституции РФ это обя­занность только граждан России), но на них распространяется конституционная обязанность платить законно установленные налоги и сборы, сохранять природу и окружающую среду, береж­но относиться к природным богатствам, беречь памятники исто­рии и культуры. Иностранные граждане обязаны уважать Кон­ституцию РФ и соблюдать законы, действующие на территории России.

Иностранный гражданин, виновный в нарушении законода­тельства РФ, привлекается к ответственности в соответствии с законодательством РФ. При этом иностранный гражданин, незаконно находящийся в РФ, подлежит учету, фотографированию и обя­зательной государственной дактилоскопической регистрации с последующим помещением полученных сведений в центральный банк данных.

Сотрудники дипломатических и консульских представи­тельств и члены их семей обладают иммунитетом и привилегия­ми, установленными международным правом, вследствие чего юрисдикция РФ на них не распространяется. Некоторые категории лиц (лица, обладающие консульским им­мунитетом, члены экипажей самолетов и морских судов, военно­служащие, находящиеся в России по долгу службы) подчиняются юрисдикции РФ в определенных пределах.

Перемещения иностранных граждан, связанные с их въездом в Россию, транзитным проездом, передвижением по территории России, при изменении места жительства регулируются Феде­ральным законом «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» от 18 июля 2006 г. Предусмотрены уведомительный и разрешительный поря­док регистрации по месту жительства, права и обязанности таких лиц, ответственность за нарушение правил миграционного учета.

Право на политическое убежище. Экстрадиция

В соответствии с данным правом каждый человек, преследуе­мый за убеждения, может искать убежище в других странах и пользоваться этим убежищем. В таком виде это право закреплено во Всеобщей декларации прав человека и большинстве конститу­ций мира. Такой защитой пользуется человек, которого на его родине преследуют за политические, религиозные и иные убеж­дения, если эти убеждения не являются преступными с точки зрения международного права. Например, право на убежище не признается за теми, кто совершает неполитические преступления или деяния, противоречащие целям и принципам ООН (военные преступления, преступления против мира и человечества), не мо­гут претендовать на убежище также лица, совершившие уголов­ное преступление (убийство, террористические акты, выступле­ния в защиту расизма, подрыв общественного порядка и т. д.).

Конституция РФ воспринимает этот подход цивилизованного мира, предоставляя право на политическое убежище иностран­ным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с обще­признанными нормами международного права (ч. 1 ст. 63). Пре­доставление политического убежища относится к компетенции Президента России. Указом Президента РФ от 1 декабря 2003 г. утверждено Положение о порядке предоставления РФ политического убежища, которое регулирует все практические вопросы предоставления политического убежища. Число обращений незначительно.

Россия ратифицировала Европейскую конвенцию о выдаче и протоколы к ней (Федеральный закон от 25 октября 1999 г.), но с оговорками (в выдаче может быть отказано, если приговор выне­сен чрезвычайным судом, если есть угроза применения пыток, лицо достигло преклонного возраста и др.). Федеральным зако­ном, принятым в тот же день, ратифицирована Европейская кон­венция о правовой помощи (тоже с оговорками).

Международное сотрудничество в сфере уголовного судопро­изводства и порядок экстрадиции подробно регулируются в части пятой УПК РФ. Запрос о выдаче гражданина РФ направляется иностранному государству на основе международного договора или обязательства Генерального прокурора РФ выдавать в буду­щем на основе принципа взаимности этому государству лиц в со­ответствии с законодательством РФ (ст. 460 УПК РФ). Лицо, выданное иностранным государством, не может быть задержано, привлечено в качестве обвиняемого, осуждено без согласия государства, его выдавшего, а также передано треть­ему государству за преступление, не указанное в запросе о выда­че (ст. 461 УПК РФ). Кодекс регулирует порядок судебного об­жалования решения о выдаче, отказ в выдаче лица, передачу вы­даваемого лица и др. Допускается передача лица, осужденного в РФ, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является, и, наоборот, при опреде­ленных условиях отказ иностранному государству в выдаче осуж­денного для отбывания наказания в этом государстве.

Читайте так же:  Паспорт вид на жительство

Правовой статус иностранных лиц и лиц без гражданства

Россию посещают жители многих стран. Кто-то на короткое время, кто-то остаётся надолго. Иностранцам, как и россиянам, надлежит соблюдать законы посещаемой страны. Та же законодательная сфера обеспечивает им охрану их прав и свобод. Высшим законодательным актом при этом выступает Конституция РФ. Тема, касающаяся субъектов конституционного права, одна из самых актуальных. В предложенной статье это всего лишь её краткий обзор, своеобразная презентация.

Документальное обоснование положений касательно гражданских зарубежных лиц

Лица, пребывающие в пределах какой-либо страны, например, в России, имеют определённый правовой статус.

Установленные нормы правоотношений относительно статусного положения представителей других государств содержит статья 62 Конституции РФ. Зарубежные граждане и те, кто не имеет гражданства, обладают всевозможными правами и одновременно обязаны одинаково с россиянами соблюдать законы страны.

Конституция

При желании понять то, как на официальном уровне трактуются статусные разделения субъектов, необходимо ознакомиться со статьёй 2 Федерального закона. Согласно данной статье прослеживаются чёткие различия статусных определений людей, не входящих в состав населения страны, но находящихся в ней в настоящий момент.

Правовое положение иностранных субъектов также регулируют отдельные нормативные акты, начиная с гражданского, гражданско-процессуального, уголовного, таможенного и других.

ФЗ О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации

Характеристика главных субъектов

В отношении лиц из других стран и апатридов используется разграничение значений, характеризующих определённый субъект:

  • Иностранцы — люди, не входящие в состав полноправного населения, проживающие в других государствах и имеющие документальное подтверждение данного факта.
  • Апатриды — люди без гражданства. Они не никогда получали паспорт (в конкретной ситуации — российский), не обладают документированными обоснованиями своего отношения к другим странам. Человек из данной категории, по сути, не воспринимается как соотечественник.

Интересно! Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства определяет их основное различие.

Документальное подтверждение посещения и отъезда из страны

Официальные договорённости, существующие между странами, позволяют иностранным гостям прибывать в РФ и находиться на её территории, соблюдая ряд условий относительно порядка въезда в страну и выезда из неё. Также в них присутствуют пункты, раскрывающие причины ограничений в данных вопросах.

Все аспекты по посещению и выезду определяют статьи 24-ФЗ и № 114 ФЗ. Иностранным подданным разрешается въезжать и выезжать, имея на руках подтверждённые визы либо соблюдая порядок, при котором подобный документ не требуется. Выдаётся виза по приглашению, полученному в МИДе, либо в МВД. Могут быть привлечены также территориальные органы.

Виза — документ, дающий право на въезд и на транзитное передвижение по Российской Федерации.

Российская виза

Помимо визы существует и иная документированная форма, предоставляющая возможность пользоваться правом пребывать в России — миграционная карта. Это документ, где содержатся сведения о прибывающих лицах, независимо от их возраста, временных сроках их нахождения в России.

Важно! При наличии миграционной карты необходимость в выдаче временной визы отпадает. Карта позволяет вести контроль за пребыванием жителей других государств или лиц с отсутствием гражданства.

Уже прибыв в Россию, иностранцы обязаны пройти регистрацию, предъявив письменное заявление от себя лично или приглашение от организации. На эту процедуру им выделяется 3 рабочих дня с момента прибытия. Под исключение подпадают иностранцы, наделённые дипломатическими привилегиями, а также члены их семей.

Миграционная карта

Причины для получения отказа на въезд

Случаются ситуации, когда на въезд уполномоченные российские органы дают отказ. Подобное в отношении отдельных иностранных лиц происходит, если:

  • Лицо нарушает правила пересечения границы. То же самое касается правил, установленных таможенным и медицинским контролем.
  • Использованы поддельные въездные бумаги, либо предоставлены недостоверные данные о личности, о финансовом обеспечении, либо человек скрыл реальные цели своей поездки.
  • Получены сведения о действующей судимости означенного лица за совершённое им ранее умышленное преступное действие в России или в пределах другой страны.
  • В период трех лет человек, подданный другого государства, дважды или более раз совершил административный проступок и ему было предъявлено обвинение со стороны российских судебных органов с последующим привлечением его к административной ответственности.

Обратите внимание! Ограничить въезд могут, если человек скрыл и не сдал миграционную карту или уклонился от выплаты налогов.

Поводы для ограничения отъезда

На отъезд или выезд ограничения формируются на основании следующих причин:

  • Иностранец задержан по подозрению его в совершении уголовного преступления, либо он привлечён к делу как подозреваемый и нужно дождаться судебного вердикта.
  • Иностранное лицо или апатрид на территории РФ отбывает судебный срок.
  • При уклонении соответствующих лиц от выполнения обязательств, которые определены для них судом. Ограничение в этом случае находится в законной силе до полного исполнения данных обязательств или до взаимного согласования вопроса участвующими сторонами. То же самое происходит при уклонении от уплаты налогов.

Камера в российской тюрьме

Перечень прав, свобод и ограничений для иностранцев, находящихся в РФ

Оказавшись за границей, каждый человек думает о том, насколько он защищён с правовой стороны, какими правами обладает и чего должен избегать, чтобы не оказаться в противоречии с местным законом. Правовой статус иностранных лиц и лиц без гражданства охватывает большое поле всевозможных услуг государственных сфер.

Иностранцы прибывают в Россию из-за необходимости деловых контактов или преследуя личные мотивы. Как и полноправное местное население, они обладают многими свободами и правами:

  • Они могут свободно передвигаться по различным регионам. У них есть право посещать любые населённые пункты.
  • У постоянно проживающих иностранных граждан есть право устроиться на работу, обучаться в российских вузах. У лиц, получивших образование и имеющих на руках диплом, есть право на применение своих знаний и навыков в трудовой практике.
  • Зарубежные граждане и лица без гражданства могут обращаться за медицинской помощью, решить любой юридический вопрос.
  • Иностранцам, как правило, разрешено приобретать имущество для реализации своих бизнес-планов, проведения предпринимательской деятельности. Основополагающим моментом при этом является законное обоснование действий.
  • Право на отдых, социальные пособия, пенсии.
  • Государство гарантирует для них свободу совести, неприкосновенность личности, жилища.

Помимо прав, есть и ряд ограничений. Иностранные граждане не могут:

  • избирать органы государственной власти;
  • занимать государственные должности;
  • участвовать в референдуме;
  • быть членами политических объединений.

Они также освобождены от воинских обязанностей.

Важно! Совершив преступление на территории РФ, иностранное лицо подлежит ответственности на общих основаниях с гражданами РФ.

Разграничение и обоснование временных периодов нахождения зарубежных граждан в пределах России

Гости, прибывающие из-за границы, находятся в России на основе предварительно определённого времени. Все прибывшие иностранцы заранее определяют временные периоды своего присутствия на российской земле:

  • Временное пребывание. Зависит от периода, определённого визой. Получив разрешение временно проживать в России, иностранные лица не могут по личному желанию менять место жительства внутри страны. Разрешение действует 3 года.
  • Право постоянно проживать в РФ получают от российских территориальных властей после подачи заявления. Если всё законно, проводится оформление вида на жительство. Продолжительность проживания по документам ограничивается пятилетним сроком с последующим продлением. Важным обоснованием запроса становится период непрерывного предварительного проживания в России длительностью в один год.
Читайте так же:  Проверить электронный билет

ВНЖ даёт право постоянно проживать на территории РФ

Факт свободного передвижения иностранных граждан по стране в личных интересах либо по причине деловых контактов обозначен во въездных документах. Исключением считается территория, нахождение на которой требует специального разрешения.

Дипломаты и работники зарубежных консульств в РФ, сотрудники, входящие в международные организации, аккредитованные журналисты в праве свободно передвигаться по территории Российской Федерации, основываясь на принципе взаимности.

В целом у неграждан почти те же права, что и у граждан: они могут заниматься трудовой и хозяйственной деятельностью, свободно перемещаться по территории РФ и выезжать за её границы, претендовать на медицинскую помощь, судебную защиту и иные права, гарантированные Конституцией.

Вопрос №48. Основы правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ. Право политического убежища.

ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ»:

Иностранный гражданин

— физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Лицо без гражданства

— физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» указывает, что иностранные граждане и лица без гражданства могут въезжать в РФ при наличии визы по действительным документам, удостоверяющим их личность и признаваемым РФ в этом качестве, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.

Срок пребывания определяется сроком выданной ему визы, а срок временного пребывания в порядке, не требующем визы, не может превышать 90 дней. В данном случае введен уведомительный порядок при приглашениях: приглашающая сторона уведомляет об этом соответствующий орган.

Для заключивших трудовое или гражданско-правовое соглашение по выполнению работ срок временного пребывания продлевается на срок договора, но не более чем на год.

Временное проживание иностранца в РФ — разрешение иностранцу выдается сроком на 3 года. В течение срока действия разрешения на временное проживание иностранцу может быть выдан вид на жительство. Он дает право на постоянное проживание в РФ (выдается на 5 лет и неоднократно продлевается).

Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных ФЗ или международным договором (ч.3ст. 62 Конституции РФ). Россия гарантирует полное соблюдение в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства принципов равноправия.

Они пользуются правом на труд, на предпринимательскую деятельность, на отдых, на образование, правом собственности и другими социально-экономическими и культурными правами, личными конституционными правами (свобода совести, неприкосновенность личности, жилища), могут вступать в брак с гражданами РФ и другими лицами, обращаться в суд. Они вправе вступать в профсоюзы, кооперативы, спортивные и другие объединения (кроме политических), если это не противоречит их уставам.

Не могутучаствовать в выборах в органы гос. власти, в референдумах РФ и субъектов РФ (при определенных условиях, на основе международных соглашений и взаимности вправе участвовать в местных выборах и референдумах), не могут быть членами политических партий, занимать гос. должности, иметь контрольный пакет акций в электронных СМИ (на газеты, журналы это ограничение не распространяется).

Ограниченно право собственности иностранцев на землю. Некоторые рабочие места могут быть закрыты для иностранцев (иностранец не может быть командиром воздушного судна, работать ведущим на радио и телевидении, иностранцы не могут быть приняты на любую работу в военные городки, объекты, связанные с государственной тайной, организации, связанные с ядерным производством).

При нарушении иностранцами сроков пребывания в России к ним может быть применена депортация— административное выдворение (без судебного решения) за пределы России по решению федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел, или его территориальный орган либо федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами безопасности, или его органы.

Иностранные граждане, подлежащие депортации, по решению суда содержатся в специально отведенных помещениях органов внутренних дел или безопасности.

Иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на политическое убежище.

Политическое убежище в России предоставляется в соответствии с Положением, утвержденным Указом Президента РФ от 21.07.1997 г. При этом предоставление убежища тем или иным лицам не должно рассматриваться как недружественный акт по отношению к другим государствам. Политическое убежище предоставляется лицам, преследуемым в стране их гражданской принадлежности или обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые соответствуют общедемократическим принципам, признанным мировым сообществом, и нормам международного права.

Политическое убежище не может быть предоставлено лицам, поддерживающим идеи расовой и национальной розни, возбуждающие антигуманные настроения и идею превосходства какой-либо группы людей.

Оно предполагает наличие у лица, которому предоставлено, всех прав и свобод, а также обязанностей граждан РФ, если иное не установлено федеральными законами или международным договором РФ.

Убежище предоставляется на основании заявления лица и Указа Президента РФ о предоставлении политического убежища. Этот Указ вступает в силу со дня его подписания.

В РФ не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в РФ преступлением. Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляется на основе ФЗ или международного договора РФ (ч.2 ст.63 Конституции РФ).

Дата добавления: 2015-06-01 ; просмотров: 1103 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Правовой статус иностранцев и лиц без гражданства в Российской Федерации (стр. 4 из 5)

1) родившемуся на территории РСФСР и состоявшему в прошлом в гражданстве СССР или родившемуся на территории Российской Федерации;

2) признанному нетрудоспособным и имеющему дееспособных сына или дочь, состоящих в гражданстве Российской Федерации;

3) имеющему хотя бы одного нетрудоспособного родителя, состоящего в гражданстве Российской Федерации;

4) состоящему в браке с гражданином Российской Федерации, имеющим место жительства в Российской Федерации;

5) осуществившему инвестиции в Российской Федерации в размере, установленном Правительством Российской Федерации;

6) поступившему на военную службу, на срок его военной службы;

7) в иных случаях, предусмотренных федеральным законом[5] .

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, за исключением иностранных граждан, указанных в пункте 3 статьи 6 настоящего Федерального закона, разрешение на временное проживание выдается без учета квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации. Этот же Федеральный закон предусматривает в статье 7 основания отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание.

Читайте так же:  Беларусь нужен ли загранпаспорт

Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года.

Разрешение на временное проживание иностранному гражданину не выдается, а ранее выданное разрешение аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин:

1) выступает за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, иными действиями создает угрозу безопасности Российской Федерации или граждан Российской Федерации;

2) финансирует, планирует террористические (экстремистские) акты, оказывает содействие в совершении таких актов или совершает их, а равно иными действиями поддерживает террористическую (экстремистскую) деятельность;

3) в течение пяти лет, предшествовавших дню подачи заявления о выдаче разрешения на временное проживание, подвергался административному выдворению за пределы Российской Федерации либо депортации;

4) представил поддельные или подложные документы либо сообщил о себе заведомо ложные сведения;

5) осужден вступившим в законную силу приговором суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления, рецидив которого признан опасным;

6) имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории Российской Федерации либо за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом;

7) неоднократно (два и более раза) в течение одного года привлекался к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в части обеспечения режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации;

8) не может представить доказательств возможности содержать себя и членов своей семьи в Российской Федерации в пределах прожиточного минимума, не прибегая к помощи государства, за исключением случая, если иностранный гражданин признан нетрудоспособным;

9) по истечении трех лет со дня въезда не имеет в Российской Федерации жилого помещения на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

10) выехал из Российской Федерации в иностранное государство для постоянного проживания;

11) находится за пределами Российской Федерации более шести месяцев;

12) заключил брак с гражданином Российской Федерации, послуживший основанием для получения разрешения на временное проживание, и этот брак признан судом недействительным;

13) является больным наркоманией, либо не имеет сертификата об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), либо страдает одним из инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих.

Перечень таких заболеваний и порядок подтверждения их наличия или отсутствия утверждаются Правительством Российской Федерации.

4.3. Постоянно проживающие в РФ

Постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин – лицо, получившее вид на жительство. Под понятием вид на жительство понимается документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность[6] .

Вид на жительство может быть выдан иностранному гражданину по его заявлению в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в течение срока действия разрешения на временное проживание и при наличии законных оснований, при условии, что иностранный гражданин проживал в РФ не менее одного года на основании разрешения на временное проживание и обратился с заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, не позднее, чем за шесть месяцев до истечения срока действия разрешения на временное проживание.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Вид на жительство выдается иностранному гражданину на пять лет. По окончании срока действия вида на жительство данный срок по заявлению иностранного гражданина может быть продлен на пять лет. Количество продлений срока действия вида на жительство не ограничено. При этом постоянно проживающий в РФ иностранный гражданин обязан ежегодно уведомлять о подтверждении своего проживания в РФ территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции по месту получения данным иностранным гражданином вида на жительство.

Порядок выдачи вида на жительство и перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче вида на жительство, утверждаются Правительством Российской Федерации, а в статье 9 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» устанавливаются основания отказа в выдаче либо аннулирования вида на жительство.

4.4. Передвижение иностранных граждан в пределах

Иностранные граждане имеют право на свободу передвижения в личных или деловых целях в пределах Российской Федерации на основании документов, выданных или оформленных им в соответствии с настоящим Федеральным законом, за исключением посещения территорий, организаций и объектов, для въезда на которые в соответствии с федеральными законами требуется специальное разрешение.

Перечень территорий, организаций и объектов, для въезда на которые иностранным гражданам требуется специальное разрешение, утверждается Правительством Российской Федерации.

Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе по собственному желанию изменять место своего проживания в пределах субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание, или избирать место своего проживания вне пределов указанного субъекта Российской Федерации.

Иностранным гражданам — сотрудникам дипломатических представительств и работникам консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, сотрудникам международных организаций, а также аккредитованным в Российской Федерации иностранным журналистам право на свободу передвижения в пределах Российской Федерации предоставляется на основе принципа взаимности.

Таким образом, по данной курсовой работе можно сделать вывод о том, что иностранными гражданами в Российской Федерации признаются лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иностранного государства.

В соответствии с Конституцией РФ иностранным гражданам и лицам без гражданства в РФ гарантируются предусмотренные законом права и свободы. Они пользуются теми же правами и свободами и несут те же обязанности, что и граждане РФ, если иное не вытекает из Конституции Российской Федерации, и других актов российского законодательства. Иностранные граждане и лица без гражданства в РФ равны перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода, характера занятий и других обстоятельств.

Использование иностранными гражданами и лицами без гражданства прав и свобод не должно наносить ущерб интересам российского общества и государства, правам и законным интересам граждан РФ и других лиц.

Находящиеся в РФ иностранные граждане и лица без гражданства обязаны уважать Конституцию РФ и соблюдать российские законы.

Иностранные граждане могут постоянно проживать в РФ, если они имеют на то разрешение и вид на жительство, выданные органами внутренних дел.

Временно пребывающие в РФ иностранные граждане – это граждане находящиеся в России на ином законном основании. Они обязаны в установленном порядке зарегистрировать свои заграничные паспорта или заменяющие их документы и выехать из РФ по истечении определенного им срока пребывания.

Читайте так же:  Лишение гражданства рф по конституции рф

Российская Федерация может предоставить политическое убежище иностранным гражданам и лица без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права.

Список используемой литературы:

1. Конституция Российской Федерации (принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года). – М, 2008

2. Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 11.11.2003 № 151-ФЗ, от 02.11.2004 № 127-ФЗ, от 03.01.2006 № 5-ФЗ, от 18.07.2006 № 121-ФЗ). – М, 2008

Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ

На территории РФ, кроме граждан России, составляющих большинство населения, постоянно проживают или временно находятся лица, не имеющие гражданства РФ, — иностранные граждане и лица без гражданства.

Иностранными гражданами

признаются лица, не являющиеся гражданами РФ и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иностранного государства.

Лицами без гражданства

признаются лица, не являющиеся гражданами РФ и не имеющие доказательств принадлежности к гражданству другого государства.

В основе правового статуса не состоящих в российском гражданстве лиц лежит принцип национального режима, согласно которому иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ).

Правовое положение иностранных граждан, пребывающих на территории России, определяется Законом СССР от 24 июня 1981 г. (в редакции от 15 августа 1996 г.) «О правовом положении иностранных граждан в СССР», который сохраняет свое действие до принятия по этому вопросу федерального закона.

Закон СССР от 24 июня 1981 г. «О правовом положении иностранных граждан в СССР» распространяется на лиц без гражданства в РФ, если иное не вытекает из законодательства РФ.

Юридический статус иностранных граждан и лиц без гражданства регулируется также нормами отдельных отраслей права (гражданского, гражданско-процессуального, таможенного, семейного, уголовного и др.).

Закон 1981 года разделяет иностранных граждан на две категории: постоянно проживающих на территории РФ, то есть имеющих разрешение на проживание и вид на жительство, выданные органами внутренних дел; временно пребывающих в РФ —находящихся в России на ином законном основании. Временно пребывающие иностранные граждане обязаны в установленном порядке зарегистрировать свои заграничные паспорта или заменяющие их документы и выехать из России по истечении определенного им срока пребывания.

Факт постоянного проживания иностранного гражданина на территории РФ существенным образом определяет особенности его правового положения. Иностранные граждане, постоянно проживающие на территории России, имеют право на трудовую деятельность, на отдых, на охрану здоровья, на получение пособий, пенсий и других форм социального обеспечения, на обеспечение жильем. Иностранные граждане также имеют право получать образование, пользоваться достижениями культуры, им гарантируется свобода совести, они могут заключать и расторгать браки с гражданами России.

Законодательство РФ устанавливает определенные ограничения в правах, свободах и обязанностях для иностранных граждан и лиц без гражданства. Прежде всего эти ограничения касаются политических прав, обладание которыми неразрывно связано с наличием гражданства РФ. Так, иностранные граждане и лица без гражданства не пользуются избирательным правом, не имеют права состоять в политических общественных объединениях, проводить публичные мероприятия (митинги, шествия, пикетирования и т. д.). Кроме того, они не имеют права находиться на государственной службе, участвовать в отправлении правосудия, не несут воинской обязанности и др.

Иностранные граждане, лица без гражданства, совершившие преступления, административные или иные правонарушения на территории России, подлежат ответственности на общих основаниях с гражданами РФ. За нарушение иностранными гражданами, лицами без гражданства правил пребывания в РФ к ним могут быть применены в качестве меры административного взыскания предупреждение или штраф, а злостное нарушение иностранными гражданами, лицами без гражданства правил пребывания в РФ влечет за собой уголовную ответственность.

Иностранному гражданину, лицу без гражданства, нарушающему законодательство о правовом положении иностранных граждан в РФ, может быть сокращен срок пребывания.

Иностранный гражданин, лицо без гражданства могут быть выдворены за пределы России:

1) если их действия противоречат интересам обеспечения государственной безопасности или охраны общественного порядка;

2) если это необходимо для охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и законных интересов граждан России и других лиц;

3) если они грубо нарушили законодательство о правовом положении иностранных граждан в РФ, таможенное, валютное или иное российское законодательство.

Следует отметить, что находящиеся на территории России сотрудники иностранных дипломатических и консульских представительств и члены их семей имеют особый правовой статус, который складывается из привилегий и иммунитетов, установленных законодательством и международными договорами РФ.

ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО РФ

Понятие федерации

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Правовой статус иностранцев и лиц без гражданства в Российской Федерации

Кроме граждан РФ на ее территории временно или постоянно проживают иностранные граждане и лица без гражданства. В нормах конституционного права содер­жатся положения, устанавливающие основы взаимоот­ношений государства с этими лицами.

Иностранными гражданами в РФ признаются лица, не являющиеся гражданами России и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству (подданству) иностранного государства.

Лица без гражданства — это лица, проживающие на территории РФ, не являющиеся ее гражданами и не имеющие доказательств своей принадлежности к граж­данству иностранного государства.

Основы взаимоотношений этих лиц с Российским государством установлены в Конституции РФ 1993 года, Законе РФ «О гражданстве» 1991 г. До настоящего вре­мени на территории России в части, не-противоречащей действующей Конституции РФ, действует Закон Союза ССР «О правовом положении иностранных граждан в СССР» от 24 июня 1981 г., вступивший в силу 1 января 1982 г.

[2]

Кроме этих актов правовое положение иностранцев и лиц/без гражданства регулируется гражданским и гражданско-процессуальным, уголовным, таможенным законодательством. Законом о государственной границе, Воздушным кодексом, Положением о въезде и выезде из РФ, Кодексом торгового мореплавания и др.

Главным принципиальным положением, определяю­щим правовой статус этих лиц в РФ, является статья 62 Конституции РФ 1993 года, в которой установлено:

«Иностранные граждане и лица без гражданства поль­зуются в Российской Федерации правами и несут обя­занности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, ‘установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации».

В действующей Конституции РФ закреплен также институт политического убежища. Согласно ст.63 Кон­ституции, «1. Российская Федерация предоставляет по­литическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права. 2. В Российской Феде­рации не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не ^признаваемые в Россий­ской Федерации преступлением. Выдача лиц, обвиняе­мых в совершении преступления, а также передача

Читайте так же:  Отпечатки пальцев на визу в шенген

осужденных для отбывания наказания в других го­сударствах осуществляются на основе федерального за­кона или международного договора Российской Федера­ции».

Следует подчеркнуть, что в основе правового стату­са иностранцев и лиц без гражданства лежат те же принципы, которые определяют статус гражданина Рос­сии. В законодательстве отсутствуют какие бы то ни было дискриминационные положения, в нем учтены нормы таких международно-правовых актов, как Де­кларация о всеобщих правах человека. Международный пакт о гражданских и политических правах. Междуна­родный пакт об экономических, социальных и культур­ных правах и др.

Иностранные граждане и лица без гражданства равны перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, язы­ка, отношения к религии, рода и характера занятий и других обстоятельств.

Принципиальный характер носит положение Зако­на о том, что использование иностранными гражданами прав и свобод не должно наносить ущерб интересам Российского государства, правам и законным интересам его граждан и других лиц.

Закон «О правовом положении иностранных граж­дан» закрепляет их основные права, свободы и обязан­ности и относит к ним:

— право на трудовую деятельность;

— на охрану здоровья;

— на социальное обеспече­ние;

— имущественные и личные неимуще­ственные права;

— на получение образования;

— на пользова­ние достижениями культуры;

— на участие в обществен­ных организациях (если это не противоречит уставам этих организаций);

— право заключать и расторгать браки с гражданами РФ и другими лицами;

— неприкосновенность личности и жилища;

[3]

— передвижение по территории РФ и выбор места жительства;

— уплату установленных налогов и сборов;

— обращение в суд и дру­гие государственные органы для защиты своих прав.

Содержание этих прав и свобод в значительной степени дополнено Конституцией РФ 1993 года.

В Законе «О правовом положении иностранных граждан» четко урегулированы вопросы ответственности за правонарушения, за нарушения правил пребывания в РФ и транзитного проезда; установлен порядок и осно­вания сокращения срока пребывания в РФ, а также вы­дворения из пределов РФ.

Основаниями для выдворения являются совершение действий, противоречащих инте­ресам обеспечения государственной безопасности или охраны общественного порядка; необходимость — охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и законных интересов граждан РФ и других лиц; грубое нарушение законодательства о правовом положении иностранных граждан, таможенного, валютного или иного законодательства РФ.

Законодательство устанавливает определенные огра­ничения в правах, свободах и обязанностях для ино­странных граждан и лиц без гражданства. Эти ограни­чения установлены в статьях Конституции РФ. Закреп­ляя права и свободы, Конституция пользуется разными категориями их субъектов. В одних случаях употреб­ляется термин «каждый», в других же случаях — «граж­дане Российской Федерации», что означает распростра­нение этих прав и свобод только на граждан.

Так, иностранные граждане не пользуются избира­тельными правами, не могут работать в государствен­ном аппарате, не исполняют обязанности воинской службы и т.д.

В силу сложных геополитических изменений в на­ционально-государственном устройстве, появления меж­национальных конфликтов возникла серьезная пробле­ма установления правового статуса беженцев и вынуж­денных переселенцев. Этот статус определен законами Российской Федерации о беженцах и вынужденных пе­реселенцах от 19 февраля 1993 года, принятыми в соот­ветствии с международной Конвенцией о статусе бежен­цев 1951 года.

Беженцами признаются лица, не имею­щие российского гражданства, прибывшие или же­лающие прибыть на территорию Российского госу­дарства. Признание лица беженцем осуществляется Фе­деральной миграционной службой России, после чего лицо получает вид на жительство. Вынужденными переселенцами признаются граждане России, которые вы­нуждены или имеют намерение покинуть место посто­янного жительства на территории другого государства или России. Их статус во многом совпадает со статусом беженцев.

Проблемные вопросы темы:

— актуальными для науки конституционного права являются вопросы соотношения понятий «основы право­вого положения» и «правовой статус»;

— содержание и классификация гарантий осуществления прав, свобод и обязанностей;

— соотношение юридического и фактическо­го равенства;

— статус лиц без гражданства;

— теоретическая разработка предложений по совершенствованию законо­дательства о гражданстве, правовом положении ино­странных граждан и лиц без гражданства, правовые ас­пекты определения статуса беженцев и вынужденных переселенцев и др.

Контрольные вопросы:

1. Определите юридические понятия «правовой статус ‘личности», «субъективное право», «юридическая обя­занность».

2. Перечислите виды гарантий реализации прав, свобод и обязанностей.

3. Чем отличаются права человека от прав гражданина?

4. Приведите конституционные нормы, которыми мож­но подтвердить принцип равноправия граждан.

5. Определите понятие гражданства.

[1]

6. Какими путями можно приобрести российское граж­данство?

7. Как изменяется гражданство детей с изменением гражданства родителей?

8. Охарактеризуйте правовой статус иностранного граж­данина и лица без гражданства.

9. Определите правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев.

В России насчитывается около 16 тыс. беженцев и 500 тыс. вынужденных переселенцев. Их положение регулируется специальными законами «О беженцах» (в ред. Федерального закона от 28 июня 1997 г.) и от 19 февраля 1993 г. «О вынужденных переселенцах».

Беженец — это иностранец или лицо без гражданства, которое покинуло страну своего гражданства (прежнего обычного места жительства) в силу того, что подвергалось преследованиям или имеет обоснованные опасения стать жертвой преследований по признаку расы, национальности, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений и не может или не желает пользоваться защитой своей страны или вернуться в нее по указанным причинам.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше. 8838 —

| 7187 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источники


  1. Колюшкина, Л.Ю. Теория государства и права / Л.Ю. Колюшкина. — М.: Дашков и К°, 2012. — 579 c.

  2. Теория государства и права. — М.: АСТ, Сова, 2010. — 160 c.

  3. Малько, А.В. Теория государства и права / А.В. Малько. — М.: Юридический центр Пресс, 2007. — 768 c.
  4. Семенова, Анастасия Дом — зеркало судьбы. Как приворожить удачу для всей семьи; СПб: Невский проспект, 2013. — 157 c.
  5. Исаков, Владимир Теория государства и права 3-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавров / Владимир Исаков. — М.: Юрайт, 2016. — 830 c.
В россии иностранные граждане лица без гражданства
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here