Выбор гражданства лицами проживающими на территории изменившей

Полная информация по теме: "Выбор гражданства лицами проживающими на территории изменившей". Мы собрали и систематизировали всю информацию из сети и предоставили ее в удобном виде. В случае возникновения вопросов задавайте их нашему дежурному специалисту.

Выбор гражданства

Последняя бука буква «я»

Ответ на вопрос «Выбор гражданства «, 7 букв:
оптация

Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова оптация

В международном праве выбор лицом гражданства

В международном праве предоставление человеку возможности выбора гражданства

Выбор гражданства, обычно предоставляемый населению территории, переходящей от одного государства к другому

Определение слова оптация в словарях

Википедия Значение слова в словаре Википедия
Опта́ция (от лат. optatio — желание, выбор; ) — в международном и конституционном праве выбор гражданства лицами, имеющими двойное гражданство , либо проживающими на территории, изменившей государственную принадлежность. В широком смысле оптация означает.

Большая Советская Энциклопедия Значение слова в словаре Большая Советская Энциклопедия
(от лат. optatio ≈ желание), в международном праве выбор гражданства лицами, имеющими гражданство двух или более государств, производимый на основании соглашения заинтересованных государств или их национального законодательства. Чаще всего осуществляется.

Энциклопедический словарь, 1998 г. Значение слова в словаре Энциклопедический словарь, 1998 г.
ОПТАЦИЯ (от лат. optatio — желание) в международном праве выбор лицом гражданства (обычно при передаче территории, на которой это лицо живет, от одного государства другому).

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков Значение слова в словаре Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
оптации, ж. (латин. optatio) (нов. право). Выбор гражданства (подданства), предоставляемый тем лицам, к-рые проживают в какой-н. стране и желают вернуться на родину, после того как территория, на к-рой они родились, перешла о данной страны к другой.

Большой юридический словарь Значение слова в словаре Большой юридический словарь
(от лат. opto — выбирать) — один из способов приобретения и прекращения гражданства; заключается в выборе гражданства при изменении государственной принадлежности территории. Лица, проживающие на территории, переходящей от одного государства к другому.

Примеры употребления слова оптация в литературе.

Для подачи заявлений устанавливались годичные сроки, часто продлявшиеся, причем за редким исключением НКВД уже не могло запретить выезд лицам, имевшим законное право на оптацию.

Массовая эмиграция из советских республик стала возможна лишь с 1920 года, когда один за другим последовали заключения договоров об оптациях или возвращении и обмене военнопленных, беженцев, интернированных и заложников.

Губернская Комиссия копии своих протокольных постановлений, а также копии заключения следователя или приговора в части, касающейся заявителя, совместно с документами, устанавливающими право его на иностранное гражданство, или на оптацию, направляет в Междуведомственную Комиссию на утверждение, с оставлением на месте производства дела.

Наконец, проживающие в Закавказье польские оптанты даже не были осведомлены о том, что копии своих заявлений об оптации польского гражданства и подлинники своих документов они должны были пересылать в польское консульство.

А теперь — война сразу со всеми новыми и старыми государствами, и оптация лопнула.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Гражданство присоединенной территории (Мамасахлиси Н.М.)

Дата размещения статьи: 03.10.2016

17 марта 2014 г., на следующий день после референдума, Президент Российской Федерации подписал Указ , согласно которому Республика Крым была признана независимым и суверенным государством. В тот же день Республика Крым, в которой город Севастополь имеет особый статус, обратилась с просьбой о присоединении к России.
———————————
Указ Президента РФ от 17 марта 2014 г. N 147 «О признании Республики Крым» // СЗ РФ. 2014. N 12. Ст. 1259.

18 марта в г. Москве подписан Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов (далее — Договор).
———————————
СЗ РФ. 2014. N 14. Ст. 1570.

19 марта решением Конституционного Суда названный Договор признан соответствующим Конституции Российской Федерации .
———————————
Постановление Конституционного Суда РФ от 19 марта 2014 г. N 6-П // СЗ РФ. 2014. N 13. Ст. 1527.

20 и 21 марта соответственно Договор ратифицировали Государственная Дума и Совет Федерации ; 21 марта Президент РФ подписал Федеральный закон о ратификации Договора , а также Федеральный конституционный закон «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее — ФКЗ N 6).
———————————
Постановление ГД ФС РФ от 20 марта 2014 г. N 3989-6 ГД // СЗ РФ. 2014. N 12. Ст. 1256.
Постановление СФ ФС РФ от 21 марта 2014 г. N 68-СФ // СЗ РФ. 2014. N 12. Ст. 1203.
Федеральный закон от 21 марта 2014 г. N 36-ФЗ «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов» // СЗ РФ. 2014. N 12. Ст. 1202.
Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя» // СЗ РФ. 2014. N 12. Ст. 1201.

Однако и в Договоре, и в ФКЗ N 6-ФКЗ в качестве основания приобретения гражданства Российской Федерации используется механизм признания.
Признание как самостоятельный способ приобретения гражданства было предусмотрено Законом РФ от 28 ноября 1991 г. N 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации» (ред. от 06.02.1995, с изм. от 16.05.1996) . Так, ст. 13 указанного Закона предусматривала, что гражданами Российской Федерации признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории Российской Федерации на день вступления в силу указанного Закона (6 февраля 1992 г.), если в течение одного года после этого дня они не заявили о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации. Будучи государством — правопреемником СССР, Российская Федерация устанавливала устойчивую правовую связь с лицами, проживающими на территории Российской Федерации, и обязана была защищать их. С исчезновением СССР исчезло и гражданство СССР, а без гражданства люди оставаться не могут. Именно поэтому Закон, как бы по умолчанию, даровал российское гражданство с возможностью от него отказаться в течение одного года.
———————————
Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 6. Ст. 243.

Читайте так же:  Финский паспорт

Представляется, что говорить о признании гражданства можно в двух случаях:
1. Государство «A» присоединяет государство «B». Государство «B» прекращает существовать как независимое, а его население признается гражданами государства «A». Так, ст. 10 Конвенции о сокращении безгражданства 1961 г. устанавливает, что любой договор между договаривающимися государствами, который предусматривает передачу территорий, должен включать постановления, которые гарантировали бы, что никто не станет апатридом в результате этой передачи. При отсутствии таких положений государство, которому передается территория, дарует свое гражданство таким лицам, которые иначе стали бы апатридами в результате этой передачи .
———————————
Действующее международное право. М.: Московский независимый институт международного права, 1996. Т. 1. С. 247 — 255.
См.: Международные акты о правах человека: Сб. документов / Сост. В.А. Карташкин, Е.А. Лукашева. М.: Норма; Инфра-М, 1998. С. 418.

Несмотря на неоднозначность и фактическую неисполнимость предложенных в Договоре условий, Конституционный Суд РФ признал ст. 5 рассматриваемого Договора не противоречащей Конституции Российской Федерации, «поскольку (ст. 5 — Н.М.) не принуждает к отказу от имеющегося на день принятия Республики Крым в Российскую Федерацию гражданства и гарантирует приобретение, при желании, гражданства Российской Федерации, без необходимости предпринимать для этого какие-либо действия» .
———————————
Постановление Конституционного Суда РФ от 19 марта 2014 г. N 6-П // Российская газета. 2014. 20 марта. N 63.

По мнению Генеральной прокуратуры Российской Федерации, правовых оснований для предоставления С. консульской защиты Украины не имеется, поскольку согласно ст. 5 Договора он признается гражданином Российской Федерации и отсутствует соглашение о двойном гражданстве с Украиной .
———————————
Дело С. // Архив Аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. 2014.

В то же время украинская сторона полагает, что автоматическое получение гражданами Украины российского гражданства является «одним из самых циничных нарушений прав человека в Крыму» .
———————————
URL: http://www.ombudsman.gov.ua/ru/all-news/pr/valeriya-lutkovska-za-rik-okupatsiii-krim-peretvorivsya-na-pivostriv-straxu/.

Прав С.А. Авакьян, полагающий, что, когда территория включается в состав РФ, проживающие на ней граждане другого государства (именно того, с которым решен вопрос о территориальных изменениях) становятся гражданами РФ, если в установленный срок не сделают заявления об отказе от российского гражданства . Так как Крым обзавестись своими гражданами не успел (именно с Республикой Крым как независимым суверенным государством решался вопрос о территориальных изменениях), то вопрос, касающийся выбора государственной принадлежности, опять-таки должен был решаться в индивидуальном порядке, с учетом активного волеизъявления человека.
———————————
Авакьян С.А. Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2003.

В мировой практике редко можно встретить договоры, допускающие сохранение наряду с имеющимся гражданством и гражданства другой договаривающейся стороны. Тем не менее такие случаи есть. И предпосылкой для их заключения являются исторические связи между договаривающимися государствами. Сопровождается это, безусловно, закреплением коллизионных норм, указывающих на компетентный правопорядок во всех областях осуществления прав . В этом смысле интересна ст. 4 Конвенции о гражданстве 1933 г., заключенной в Монтевидео. Согласно этому договору отторжение части территории государства не влечет автоматически приобретение населением этой территории гражданства государства, которое отторгло территорию, за исключением случаев, когда имеется ясно выраженное на то согласие лиц, гражданство которых меняется .
———————————
Боярс Ю.Р. Указ. соч. С. 25 — 26.
Там же. С. 122.

Конечно, воссоединение России с Крымом не является результатом «перехода территории». Однако с учетом отсутствия у населения полуострова крымского гражданства представляется, что приведенная формула могла бы послужить своеобразной гарантией полноценной реализации права на гражданство.
Для исправления сложившейся ситуации является целесообразным предоставить возможность лицам, не по своей воле «обратившимся» в российское гражданство, упрощенного порядка выхода из гражданства. Например, сократить срок принятия решения о выходе из гражданства Российской Федерации с 1 года до 3 месяцев. С учетом забюрократизированности процедуры выхода из «автоматически полученного» гражданства Российской Федерации (с одновременным наличием украинского гражданства), заключающейся в том, что налоговые органы отказываются обслуживать граждан России в отсутствие российского паспорта , целесообразно последним дать указание беспрепятственно выдавать справки об отсутствии задолженности по уплате налогов.
———————————
См.: Мониторинговый обзор ситуации с правами человека в Крыму // Крымская правозащитная группа. Июль — август 2015 г. С. 19.

Статья 17. Выбор гражданства при изменении Государственной границы Российской Федерации

Комментарий к статье 17 ФЗ от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ “О гражданстве Российской Федерации”

  1. Настоящая статья устанавливает одно из оснований приобретения российского гражданства, именуемое в правовой литературе как “оптация”. Оптация в соответствии со ст. 11 комментируемого Закона относится к иным основаниям приобретения гражданства Российской Федерации (см. комментарий к ст. 11) и является специальной формой приобретения гражданства, выражающейся в выборе гражданства, предоставляемого населению в результате государственно-территориальных преобразований, обычно когда территория одного государства переходит к другому. Оптация может носить и обратный характер, т.е. быть основанием прекращения гражданства (см. комментарий к ст. 21).

Согласно комментируемой статье Российская Федерация допускает оптацию в случаях территориальных преобразований, приведших к изменениям Государственной границы Российской Федерации, и только лицами, проживающими на территории, государственная принадлежность которой изменена.

1) безусловного права на получение гражданства нового образовавшегося государства;

2) права сохранения за собой гражданства страны-правопреемника прежнего государства и выезд на территорию своего государства;

3) возможности сохранения за собой гражданство прежней страны, но оставлением права проживания вне ее территории и получения в новом государстве вида на жительство .

См.: Бабурин С.Н. Современные проблемы Российской государственности: территория и гражданство // Государство и право 1996. N 11. С. 5; Он же: Взаимосвязь территории и гражданства государства как фактор российской геополитики // Вестник Омского университета. 1996. Вып. 2. С. 103 – 107.

Читайте так же:  Замена загранпаспорта через мфц

В этой связи международный договор Российской Федерации, устанавливающий порядок оптации, может содержать один из вариантов приобретения российского гражданства:

1) установление периода времени, в течение которого желающий приобрести российское гражданство должен обратиться в орган, ведающий делами о гражданстве, с заявлением о желании состоять в гражданстве РФ (активная оптация);

[2]

2) установление периода времени, в течение которого лицу, не желающему состоять в российском гражданстве и имеющему право его оптации, необходимо заявить об этом. В случае отсутствия обращения о нежелании состоять в российском гражданстве данное лицо по истечении установленного в договоре времени признается гражданином РФ (пассивная оптация).

  1. В качестве исторического примера оптации следует привести Соглашение между РСФСР и Грузией от 9 декабря 1920 г. “О порядке оптации грузинского гражданства”. Соглашение было заключено в целях реализации Русско-Грузинского мирного договора от 7 мая 1920 г. и предоставляло лицам грузинского происхождения, проживающим в пределах РСФСР и достигшим возраста 18 лет, право оптировать гражданство Грузии в годичный срок с момента официального опубликования настоящего Соглашения. Для оптации грузинского гражданства лицам, желающим оптировать его, необходимо было подать соответствующее заявление в дипломатическое представительство или консульское учреждение Грузии на территории РСФСР.

Современным примером оптации гражданства Российской Федерации, как уже было отмечено в комментарии, является признание гражданства Российской Федерации у граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя. Оптация гражданства Российской Федерации была предоставлена гражданам Украины и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов (1 апреля 2014 г.). Согласно порядку оптации настоящие лица признаются гражданами Российской Федерации, за исключением лиц, которые в течение одного месяца после этого дня заявят о своем желании сохранить имеющееся у них и (или) их несовершеннолетних детей иное гражданство либо остаться лицами без гражданства.

7. Следует также учитывать, что при оптации российского гражданства основания отклонения заявлений о приобретении гражданства РФ, установленные ст. 16 комментируемого Закона, а также требования по возрасту и дееспособности не применяются. Однако это не исключает установление аналогичных или иных требований в международном договоре об оптации гражданства.

Статья 17. Выбор гражданства при изменении Государственной границы Российской Федерации. При изменении Государственной границы Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации лица, проживающие на территории, государственная принадлежность которой изменена, имеют право на выбор гражданства (оптацию) в порядке и сроки, которые установлены соответствующим международным договором Российской Федерации.

Комментарий к статье 17
1. Оптация — в международном праве это выбор гражданства лицами, имеющими гражданство двух или более государств, производимый на основании соглашения заинтересованных стран или их национальных законодательств. Чаще всего осуществляется при территориальных изменениях и образовании новых государств по специальным соглашениям, предоставляющим гражданам договаривающегося государства права оптации. Дети, как правило, при оптации следуют гражданству родителей.
2. Оптация — один из способов приобретения и прекращения гражданства, заключающийся в выборе гражданства при изменении государственной принадлежности территории. Лица, проживающие на территории, переходящей от одного государства к другому, получают право оптации в порядке и в сроки, определяемые договором между соответствующими государствами или установленные государством в одностороннем порядке.
Глава III. ПРЕКРАЩЕНИЕ ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Выбор гражданства (оптация)

Оптация – выбор гражданства в случае перехода территории от одного государства к другому (Гонконг – от Великобритании к Китаю, страны – бывшие республики СССР). Общий принцип: если гражданин находящийся на территории данного государства, письменно не заявил, в установленный срок, о своем желании принять гражданство другого государства, он автоматически становится гражданином страны проживания.

Прекращение гражданства:

1) Добровольный выход (отказ от гражданства).

2) Утрата гражданства. Происходит автоматически, вследствие совершения действий не совместимых с пребыванием в гражданстве (поступление на государственную или военную службу в иностранном государстве; брак, если это связано с пребыванием в гражданстве, проживание в течении определенного срока в другой стране, переход в другое гражданство).

3) Лишение гражданства (принудительная мера государства, распространяемая на натурализованных граждан).

Лица, лишенные гражданства, подлежат высылке из страны (экспатриация).

8. Режим иностранцев. Убежище, экспатриация и экстрадиция.

Право убежища, предоставление государством права безопасного проживания на его территории лицам, которые преследуются на своей родине или в др. странах за политические, научные, религиозные взгляды и деятельность. П. у. известно с глубокой древности. Оно существовало в 3 формах: территориальная (предоставление защиты преследуемому на территории другой страны); религиозная (укрытие преследуемого в местах религиозного культа — храмах, часовнях, у придорожных крестов и т.д.); дипломатическая (оказание покровительства в зданиях посольств и консульств).

Экспатриация (от экс. и лат. patria — родина), термин, означающий оставление родины (эмиграция), высылку за границу, добровольный выход из гражданства, лишение гражданства. Условия и последствия этих актов определяются национальными законами отдельных государств (о гражданстве и др.) и международными договорами. Термин «Э.» не имеет чёткого юридического содержания и употребляется всё реже.

Экстрадиция — передача одним государством другому лица, обвиняемого в совершении преступления (для привлечения его к ответственности) или осужденного (для отбывания наказания). Международным правом выработаны некоторые общие условия выдачи. Выдаче подлежат только лица, совершившие уголовное преступление или преступление против человечества; лицо может быть выдано только в том случае, если совершенное им деяние признается преступлением в государстве, от которого требуют его выдачи; лица, преследуемые по политическим мотивам, не подлежат выдаче, они пользуются правом политического убежища. Выдача обязательна только в том случае, когда между государством, требующим ее, и государством, к которому обращено требование, заключен соответствующий договор. Собственные граждане, как правило, выдаче не подлежат. Этим общим нормам международного права соответствуют положения статей 61 и 63 Конституции РФ. Согласно части 2 статьи 63, в Российской Федерации не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в РФ преступлением.

Читайте так же:  Сколько делается виза в германию

9. Личные и политические права и свободы. Уголовно-правовые и процессуальные гарантии реализации прав и свобод

Личные права и свободы – это обычные, естественные, неотъемлемые права личности, имеющие конституционный характер. Их распространяют не только на граждан государства, но и на всех проживающих на его территории людей. Личные прав, как бы являются производными от права на жизнь, которым от рождения обладает каждый человек. Борьба с нарушением личных прав составляет сферу уголовного и административного права.

Достоинство личности : право на уважение и обязанность уважать других, оно достигается развитием личности в осознании своей свободы, равенства и защищенности.

Право на жизнь : неотъемлемое право человека, означающее, что никто не может быть произвольно лишен жизни.

Право на неприкосновенность личности — вытекает из признания человека свободным. Никто не вправе силой или угрозами принуждать человека к каким-то действиям, подвергать его истязаниям, обыску, наносить вред его здоровью.

Неприкосновенность частной жизни : конституционная гарантия защиты тех сторон личной жизни человека, которые он не желает делать достоянием других. Основана на желании людей иметь свой собственный мир интимных и деловых интересов, скрытый от чужих глаз.

Свобода совести и вероисповедания : предполагает право человека верить в бога любой свободно выбранной им религии или быть атеистом. Светское государство – церковь отделена от государства и школы, свобода вероисповедания гарантируется.

Свобода мысли и слова : относится одновременно к личным и политическим свободам.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8294 —

| 7920 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

[3]

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

ПРИНЦИП ГРАЖДАНСТВА. ДВОЙНОЕ ГРАЖДАНСТВО.

v принцип единого гражданства, означающий, что граждане, постоянно проживающие на территории всех субъектов федерации или административно-территориальных единиц (в унитарном государстве), являются гражданами этого государства;

v принцип равного гражданства, в соответствии с которым гражданство является равным независимо от оснований его приобретения, все лица, имеющие гражданство данного государства, обладают одинаковым конституционно-правовым статусом;

v принцип недопустимости лишения гражданства или права изменить его односторонним решением государства. В то же время гражданин имеет право изменить свое гражданство, и государство не может лишить его этого права;

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

v принцип существования постоянного гражданства, означающий сохранение гражданства лицами, проживающими за пределами государства, при заключении и расторжении брака, изменении гражданства другим супругом;

v принцип защиты и покровительства граждан со стороны государства.

Некоторые государства закрепляют за своими гражданами возможность иметь гражданство другого — иностранного — государства в соответствии с законами и международными договорами (так называемое двойное гражданство). Наличие у гражданина двойного гражданства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей перед собственным государством.

  1. СПОСОБЫ ПРИОБРЕТЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ГРАЖДАНСТВА.

Изучение данного вопроса строится на основании действующего Закона РФ «О гражданстве Российской Федерации».

Основными критериями как приобретения, так и прекращения гражданства в Российской Федерации являются:

Основания приобретения гражданства РФ Основания прекращения гражданства РФ
  • В результате признания гражданства
  • По рождению
  • В порядке регистрации
  • В результате приема в гражданство
  • В результате восстановления в гражданстве
  • Путем выбора гражданства (оптации) при изменении государственной принадлежности той или иной территории
  • Иные основания
  • В результате выхода из гражданства
  • В результате отмены решения о приеме в гражданство
  • В результате оптации
  • Иные основания

Вообще способы приобретения гражданства в науке теории государства и права можно условно разделить на две большие группы. Первая группа охватывает способы приобретения гражданства в общем порядке, вторая — исключительном порядке.

Способы приобретения гражданства в общем порядке являются более или менее стабильными, обычными для законодательства государств.

К ним относится приобретение гражданства:

а) в результате рождения;

б) в результате натурализации (приема в гражданство).

К эти способам примыкает редко встречающееся в практике государств пожалование гражданства.

Приобретение гражданства в результате рождения

— самый распространенный способ. Законодательство государств по этому вопросу обычно основывается на одном из двух принципов: праве крови (jus sanguinis) или праве почвы (jus soli). Иногда в юридической науке приобретение гражданства «по праву крови» именуется приобретением гражданства по происхождению, а «по праву почвы» — по рождению. «Право крови» означает, что лицо приобретает гражданство родителей независимо от места рождения; «право почвы» — что лицо приобретает гражданство государства, на территории которого родилось, независимо от гражданства родителей. Большинство государств мира (в том числе и Россия) придерживается принципа «права крови». «Право почвы» свойственно законодательству США и латиноамериканских государств. Однако оно всегда в определенной степени дополняется «правом крови» (обычно в отношении детей граждан соответствующих государств, родившихся за границей).

Натурализация (укоренение)

— индивидуальный прием в гражданство заинтересованного лица по его просьбе. В российском законодательстве этот термин не применяется, но в теории международного права он общепризнан. Натурализация — это всегда добровольный акт. Принудительная натурализация противоречит нормам международного права. Натурализация осуществляется обычно в большинстве государств с учетом определенных условий, предусмотренных в законе. Важнейшие условия натурализации — это, как правило, определенный срок проживания на территории данного государства (пять, семь, иногда 10 лет). Возможность натурализации часто облегчается, если заинтересованное лицо оказало какие-либо услуги данному государству, служило в его вооруженных силах и т. п.

Разновидностью натурализации является предусматриваемый законодательством некоторых государств упрощенный порядок приобретения гражданства определенными категориями лиц путем усыновления или в результате вступления в брак. Эти способы называют иногда семейным порядком приобретения гражданства. К нему относится и автоматическая натурализация несовершеннолетних детей в связи с натурализацией родителей.

Пожалование гражданства

в отличие от натурализации осуществляется по инициативе компетентных властей государства, а не по просьбе заинтересованного лица. Обычно гражданство в порядке пожалования предоставляют за особые заслуги перед государством.

Читайте так же:  Работа в южной корее вакансии для русских

Приобретение гражданства в исключительном порядке охватывает следующие способы:

а) оптация, или выбор гражданства;

б) реинтеграция, или восстановление в гражданстве;

Как показывает сам термин, приобретение гражданства в исключительном порядке существует как изъятие, исключение из общего стабильного порядка приобретения гражданства. Такой исключительный порядок, как правило, предусматривается в международных договорах. Он устанавливается на определенный срок и касается лишь определенной категории лиц. Анализ практики показывает, что предоставление гражданства в исключительном порядке порождается событиями, связанными с массовым переселением людей, а также с территориальными изменениями.

Подобные события обычно сопровождаются трансфертом — переходом населения какой-либо территории из одного гражданства в другое в связи с передачей территории, на которой оно проживает, одним государством другому. Автоматический трансферт может вызывать возражения со стороны части населения передаваемой территории, поэтому он, как правило, корректируется правом оптации (выбора гражданства), т.е. фактически правом сохранения заинтересованными лицами прежнего гражданства.

Наконец, еще одним способом приобретения гражданства в исключительном порядке является реинтеграция, или восстановление в гражданстве. При определенных обстоятельствам государства могут принимать специальные законодательные акты об особом порядке восстановления в гражданстве.

Что касается утраты гражданства, то можно выделить три ее формы:

  • автоматическую утрату гражданства;
  • выход из гражданства;
  • лишение гражданства.

Автоматическая утрата гражданства

в российской практике встречается лишь в международных соглашениях и специальных законодательных актах. В законодательстве США это, наоборот, типичная форма утраты гражданства. В США существует так называемая доктрина свободы экспатриации: если какое-либо лицо, имеющее американское гражданство, натурализовалось за рубежом, оно автоматически утрачивает американское гражданство. В законодательстве США установлены и другие основания автоматической утраты гражданства (например, в случае участия американского гражданина в выборах в иностранном государстве).

Выход из гражданства

— это утрата гражданства на основании решения компетентных органов государства, выносимых но просьбе заинтересованного лица. Данная форма характерна, в частности, для российского законодательства.

В отличие от выхода из гражданства, лишение гражданства осуществляется по инициативе государственных органов и, как правило, в отношении лиц, замешанных во враждебной данному государству деятельности. Российское законодательство возможности лишения гражданства не предусматривает.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

1. Изучить закон «О гражданстве РФ».

2. Самостоятельно ознакомиться с текстом основных документов о правах человека: Всеобщей декларации прав человека ООН 1948 г., Международными пактами об экономических, социальных и культурных правах и гражданских и политических правах 1966 г., Европейской конвенцией о защите прав и основных свобод 1950 г

А) Являются ли гражданами Российской Федерации узбеки, проживавшие в Саратовской области и в декабре 1992 г. въехавшие в Ташкент на постоянное жительство, не заявив при этом о выходе из российского гражданства?

Б) Российский морской лайнер на пути к острову Барбадос сделал остановку в порту одного из государств Южной Америки. Многие иностранные пассажиры завершили здесь свое путешествие. Когда судно отчалило от берега, матросы обнаружили на палубе колыбель с грудным ребенком. В записке на испанском языке была просьба позаботиться о ребенке «непутевых родителей». Как будет решен вопрос о гражданстве данного ребенка? Может ли он стать российским гражданином? На каком основании?

В) Куда и с какими документами должен обратиться проживающий в Кишиневе гражданин Молдавии Петр Симоненко, желающий получить российское гражданство

Тема 12: «ПРАВОВОЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА.»

1. Понятие правового статуса личности и его структура.

2. Права человека: сущность и понятие.

3. Классификации прав человека.

4. Основные международные документы о правах человек и их содержание.

5. Международные механизмы защиты прав человека.

6. Институт парламентского Уполномоченного по правам человека.

7. Критика философии прав человека.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; Нарушение авторского права страницы

Выбор гражданства лицами проживающими на территории изменившей

Оптация гражданства

После Второй мировой войны, Союз Советских Социалистических Республик и Польша подписали договор, свидетельствующий об обмене жителями. В то время многие представители Польши по рождению и роду смогли вернуться на свою историческую родину. Вернувшись, они автоматически стали резидентами Польши. Те же кто вернулся на постоянное место жительства в Союз Советских Социалистических республик стали резидентами СССР.

  1. Возникновение новой страны посредством отделения от существующей. Имеется в виду отделение части государства и присвоение ей статуса отдельной республики. В этом случае население «старого» государства имеет право выбрать на территории какой страны или республики они желают жить: на «старой» или «отделённой». Если лицо выбирает вариант проживания на уже отделённой части страны, то он подпадает под процесс и принимает гражданство уже новообразовавшейся страны.
  2. Распад одной республики на несколько государств.

Согласно комментируемой статье Российская Федерация допускает оптацию в случаях территориальных преобразований, приведших к изменениям Государственной границы Российской Федерации, и только лицами, проживающими на территории, государственная принадлежность которой изменена.

2) установление периода времени, в течение которого лицу, не желающему состоять в российском гражданстве и имеющему право его оптации, необходимо заявить об этом. В случае отсутствия обращения о нежелании состоять в российском гражданстве данное лицо по истечении установленного в договоре времени признается гражданином РФ (пассивная оптация).

Выбор гражданства лицами проживающими на территории изменившей

Гражданин РФ, который также имеет иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин РФ за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом. Приобретение гражданином РФ иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства РФ.

обратились в полномочный орган иностранного государства с заявлением об отказе от имеющегося у них иного гражданства (отказ не требуется, если это предусмотрено международным договором РФ или Федеральным законом «О гражданстве РФ», а также если отказ невозможен в силу не зависящих от лица причин); •

Кому доступна оптация гражданства

В данной ситуации лица, проживающие на территории, находящейся на стадии отсоединения, должны пройти процесс оптации, то есть сделать выбор, остаются они проживать и далее на ней либо будут вынуждены переехать на другую, сменив при этом свою принадлежность.

Результатом успешной интеграции в какое-либо общество является получение гражданства той или иной страны. Сделать это можно несколькими способами, например, родившись на ее территории или восстановив свое право называться гражданином своей исконной родины. Но не всегда основания для легализации укладываются в рамки стандартных процедур, в связи с этим приходится прибегать к иным способам, которые позволяют получить статус гражданина. Одним из них является оптация гражданства, которая закреплена в международном и конституционном праве.

Читайте так же:  Как получить французское гражданство

Выбор гражданства лицами проживающими на территории изменившей

Окончательное решение о приеме в российское гражданство в общем порядке принимает Президент Российской Федерации путем издания указа индивидуального характера, при этом срок для принятия такого решения может составлять до одного года со дня подачи заявления и всех необходимых и надлежащим образом оформленных документов.

Выбор гражданства (оптация) как основание приобретения гражданства Российской Федерации может иметь место при изменении государственной границы в связи с присоединением к России новых заселенных территорий. В этом случае лица, проживающие на территории, государственная принадлежность которой изменена, имеют возможность выбора российского гражданства (при безусловном праве сохранить прежнее гражданство). Порядок и сроки оптации должны устанавливаться соответствующим международным договором.

Гражданство РФ

Выход из гражданства Российской Федерации лица, проживающего на территории Российской Федерации, осуществляется на основании добровольного волеизъявления такого лица в общем порядке, за исключением случаев, предусмотренных статьёй 20 настоящего Федерального закона.

Выход из гражданства Российской Федерации лица, проживающего на территории иностранного государства, осуществляется на основании добровольного волеизъявления такого лица в упрощённом порядке, за исключением случаев, предусмотренных статьёй 20 настоящего Федерального закона.

Выбор гражданства лицами проживающими на территории изменившей

11. Сокращение безгражданства. На территории РФ проживает категория лиц, именуемых лицами без гражданства. Основываясь на гуманизме и общей направленности международно-правовых актов в этой области, в частности, Конвенции о сокращении безгражданства 1961г., Закон о гражданстве РФ устанавливает, что Российская Федерация поощряет приобретение гражданства РФ лицами без гражданства и не препятствует приобретению ими иного гражданства.

1. Право каждого на гражданство. Сущность этого принципа состоит в том, что каждый человек в РФ, независимо от каких бы то ни было условий, имеет право на гражданство, включая граждан иностранных государств и лиц без гражданства, которые могут приобрести гражданство РФ в установленном законом порядке.

Оптация способ приобретения или прекращения гражданства

Определенные особенности имеются у гражданства в федеративных государствах. В них, как правило, кроме общефедерального гражданства существует гражданство субъектов федерации. Гражданство субъектов федерации во многом носит номинальный характер, поскольку все граждане федерации по общему правилу равноправны. Например, в п. 60 ст. 6 Конституции Австрии говорится: «Каждый гражданин федерации имеет в каждой из земель те же права и обязанности, что и граждане этой земли». Кстати, конституции подавляющего большинства федеративных государств среди основных прав граждан предусматривают право на свободное передвижение и выбор места жительства.

Изменение гражданства может иметь место в результате перехода части территории одного государства к другому. При этом перемена гражданства возможна в форме трансферта или оптации. Исторически трансферт предшествует оптации. Под ним понимается автоматическое изменение гражданства населения определенной территории, перешедшей к другому государству.

Оптация: особенности, процедура и основные правила

Процедура выбора гражданства подразумевает не только приобретение принадлежности к определенному государству, но и может служить основанием для его прекращения. Подобная стадия оптации характеризуется диаметрально противоположным развитием событий и передачей части территории Российской Федерации в пользование другой страны, которая осуществляется согласно международного договора. При этом все граждане РФ получают возможность реализовать свои притязания и изменить свою госпринадлежность на новую. Во всех остальных случаях, не связанных с территориальным делением, право на оптацию не предоставляется.

Ярким примером присоединения новых земель к территории РФ служат события 2014 года, когда часть Украины приобрела новый суверенный статус и стала частью нашей страны. При этом бывшие украинцы получили право на реализацию оптации, термин осуществления которой был четко указан правительством РФ. Большинство людей выбрало новый для себя статус, воспользовавшись оптационным правом.

Выбор гражданства лицами проживающими на территории изменившей

Российские законодательные нормы о гражданстве согла­суются с международными стандартами. Такая оценка отно­сится прежде всего к характеристике в Законе о гражданстве права на гражданство и условий приема в гражданство, по­скольку закон не допускает по этим вопросам какой-либо дис­криминации и отрицает возможность лишения гражданства (сравним ч. 1 ст. 2 и ст. 26 Международного пакта о граждан­ских и политических правах, ст. 2 и 15 Всеобщей декларации прав человека). Следует отметить, что при обсуждении проекта Закона были справедливо отвергнуты предложения о таких условиях приема в гражданство, как знание государственного языка и определенное имущественное положение (в ряде зару­бежных законов о гражданстве подобные дискриминационные требования присутствуют вопреки международным стандартам).

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Отдельные государства заключают двусторонние договоры относительно упрощенного порядка приобретения гражданства. Таково, например, Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Казахстан об упрощенном порядке приобретения гражданства гражданами Российской Федерации, прибывающи­ми для постоянного проживания в Республику Казахстан, и гра­жданами Республики Казахстан, прибывающими для постоян­ного проживания в Российскую Федерацию, от 20 января 1995 г.

Источники


  1. Гельфер, Я. М. История и методология термодинамики и статистической физики / Я.М. Гельфер. — Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2013. — 536 c.

  2. Кулаков В. В., Каширина Е. И., Карапетян Л. А., Старков О. В. Правоведение; Феникс — Москва, 2011. — 224 c.

  3. Дмитриева, Т.Б. Клиническая и судебная подростковая психиатрия / Т.Б. Дмитриева. — М.: Медицинское Информационное Агентство (МИА), 2017. — 981 c.
  4. Асланов, Р.М. и др. Уголовное право. Особенная часть; СПб: Санкт-Петербургский Университет, 2011. — 236 c.
  5. Поставка. Судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2018. — 537 c.
Выбор гражданства лицами проживающими на территории изменившей
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here